все статьи по теме

• Две Ольги
13 ноября исполнилось 30 лет со дня смерти знаменитого ленинградского поэта Ольги Берггольц, ставшей "голосом блокадного Ленинграда".
• Три сестры военных лет
Малоизвестные страницы юности великого российского артиста Кирилла Лаврова — дебют в деревенском клубе на Вятке.
• Вино с печалью пополам
О всенародно чтимом шедевре "Враги сожгли родную хату".
• На каменном поле Зимней войны
Советско-Финляндская война: взгляд из современности.



архив статей

можна подивитися тут



анонсы статей

МІЖ НАМИ І НЕЮ

Слід сказати, що в Україні нечасто з'являлися подібні до антології одинадцятьох авторок "Ми і Вона" поетичні видання, які б сполучали довершеність текстів й мистецькі концептуальні фотопортрети.
полный текст здесь

СЕЗОННИЙ РОЗПРОДАЖ БЛОНДИНОК

Видавництво "Лілея НВ" пропонує читачам книжкову серію "Агресивна бібліофілія". Для першого долучення до книголюбної агресії я вибрав збірку оповідань Наталки Сняданко з провокативною назвою "Сезонний розпродаж блондинок".
докладніше тут

ПРОМОЦІЇ, ПРОГУЛЯНКИ, МЕДИТАЦІЇ
у місті Львові під час Форуму книговидавців 2005 року.

Незважаючи на всі незручності, у цьогорічного Форуму є беззаперечний здобуток. Національна книжкова виставка "Форум видавців" стала вагомим брендом.
полный текст здесь

"КНИЖКОВИЙ СВІТ" У КИЄВІ

В Києві завершив роботу сьомий міжнародний ярмарок "Книжковий світ". Як за масштабами, так і за кількістю учасників-видавництв, і за кількістю новинок київський ярмарок значно поступався Форуму видавців у Львові.
полный текст здесь

"БЕЗ МУЖИКА", НО С КИЕВОМ

Книга объединяет три произведения, представляющих автора виртуозным летописцем как событий собственной душевной жизни, так и жизни персонажей, перетекающей с разной степени потрясениями из советского экзистенциального опыта в постсоветский.
докладніше тут

КЛЮЧКИ ВАСИЛЯ ШКЛЯРА

Ми маємо — надзвичайно "читабельний" (саме цього Шкляр і прагне), написаний хорошою мовою, з цікаво закрученою інтригою, детектив. Цього достатньо, щоб книжка запам'яталася та зайняла належне місце в домашній бібліотеці.
полный текст здесь

ПОСТКОЛОНІАЛЬНИЙ ГЕНДЕР

Маємо звичну для постколоніальної та посттоталітарної країни гендерну інверсію: чоловічі образи в романі Жадана просякнуті фемінними рисами. А в романі Карпи з’являється жінка, яка претендує на володіння маскулінними рисами.
докладніше тут

"РЕДКАЯ ПТИЦА…"

Антология "НеИзвестная Украина" — это своего рода Ковчег: укромное пространство, стремящееся разомкнуться в руках отзывчивого читателя. Опытный Ной — автор проекта, составитель и редактор Игорь Клех — задался целью вывести из не- и малоизвестности произведения самых разных авторов.
полный текст здесь

НЕМНОГО МЫЛЬНЫЙ РОМ@Н

Не писатель, и не переводчик, — с гуманитарными штудиями никак не связанный, — скорее просто прагматик, вычисливший кратчайший путь к цели, — Януш Вишневский, доктор информатики и химических наук, в 2001 году выпускает роман "Одиночество в Сети".
полный текст здесь

ЯПОНЕЦ-ПРОФЕССИОНАЛ В СУПЕРЛЕГКОМ ЖАНРЕ

Пока не прочтешь все, что вошло в сборник прозы Кэндзи Маруямы, душевного покоя ждать не приходится. Возможно, он воцарится после.
полный текст здесь

НЕЧИТАБЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Книга американской писательницы Элизабет Костова "Историк" должна была влиться в дружные ряды поклонников вампира, а также стать подарком для любителей литературщины в стиле Дэна Брауна. А что же вышло на деле?
полный текст здесь

БОЧКОТАРА ПО-ЯПОНСКИ

Если Харуки Мураками написал "Послемрак", Япония явно переживает не худшие времена в своей истории.
полный текст здесь

КОДИРУЕТЕСЬ?!

"Код да Винчи" Дэна Брауна — это очень приятный, увлекательный, можно даже сказать, изящный "искусствоведческий детектив". Но надо сказать, он один из многих в ряду таких же "приятных" увлекательных книг Переса-Реверте, Прево, Пирса.
полный текст здесь

ДЖОН КРАУЛИ: "ПОИГРАЙТЕ С ИДЕЯМИ"

Перед героями романа и читателем стоит непростая задача — провести демаркационную линию между историей и лжеисторией, истиной и заблуждениями. Другое дело, разрешима ли эта задача в принципе.
докладніше тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
Две Ольги

Станислав МИНАКОВ.
Ноябрь 21, 2005 г., понедельник.

13 ноября исполняется 30 лет со дня смерти знаменитого ленинградского поэта Ольги Берггольц, ставшей "голосом блокадного Ленинграда".

Харьковское общество интеллигенции "Круг" провело в этот день вечер памяти поэта, на котором выступила Ольга Оконевская, автор только что вышедшей в Санкт-Петербурге (издательство "Logos") книги воспоминаний об Ольге Берггольц "И возвращусь опять…"

Презентация книги состоялась 21 октября в Чичибабин-центре (Харьков).



По датам смерти, а не по датам рождения, поминают святых и мучеников.

Ольга Берггольц и была такой мученицей.

Похоронившая двух маленьких дочек и двух мужей и, будучи избитой следователем НКВД, утратившая в утробе младенца, а затем пережившая страшную блокаду Ленинграда, потерявшая здоровье, эта стоическая женщина являет собой потрясающий пример мужества. Сила ее — явно от Духа, и мученическая жизнь ее, "за все и за всех виноватой", — явная миссия, исполнение завета и ретрансляция духовного послания.

Не удивительно, что знавшие ее люди, а также читавшие ее стихи, вдохновлялись этим пламенным стоицизмом.

Однако не всякий приблизившийся обладает таким даром любви, чтобы стать воистину близким. Харьковчанке Ольге Оконевской все это было даровано.


"Над нами встанет бронзовая слава,
держа венок в обугленных руках…"
О. Берггольц


Это ей, подарившей в День Победы пластинки с записями песен Великой Отечественной войны, Ольга Федоровна Берггольц, простояв на коленях перед этими черными кругами памяти, в два часа ночи отправила телеграмму: "Моя дорогая Оля! Безгранично благодарю тебя за подарки. Особенно последний, который меня потряс. Проигрывала сегодня весь день. Плакала. Восторгалась. Оживала…"

Ольга Максимовна Оконевская сегодня известна не только как любимый учениками и уважаемый коллегами-словесниками на территории стран СНГ преподаватель русской литературы, учитель-методист Харьковской средней специальной музыкальной школы-интерната (из сотен ее учеников многие десятки стали и становятся лауреатами всевозможных престижных международных конкурсов), но и как автор мемуарно-исследовательских произведений о жизни и творчестве известного советского поэта Ольги Берггольц.

Ольга Оконевская познакомилась с О.Ф.Берггольц в 1964 году, занимаясь дипломной работой о блокадной поэзии и подвиге блокадной музы, и последние 12 лет жизни поэтессы была с ней неразрывно связана, во время каникул и отпусков живя в ее доме на Черной речке, слушая ее голос, стихи, бывая с Ольгой Федоровной на премьерах и творческих вечерах.

В 1985 году, в канун 40-летия Победы, в альманахе "Белые ночи" (рецензент М.А.Дудин) вышли воспоминания О.М.Оконевской об О.Ф.Берггольц — "Свет дневных звезд". В том же году "Лениздат" предложил исследователю написать книгу о поэте для серии "Деятели науки и культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде". Когда большая часть работы была выполнена, "Лениздат" заключил с О.Оконевской договор. В день рождения О.Ф.Берггольц, 16 мая 1991 года, она сдала законченную рукопись, которая получила высокую оценку рецензентов (доктора филологических наук, профессора Пушкинского дома А.И.Павловского, стоявшего у ее истоков, и бывшего главного редактора "Лениздата" Д.Т.Хренкова. Оба — блокадники, авторы книг о Берггольц). Из краеведческой серии книга была переведена в редакцию художественно-документальной литературы и включена в тематический план "Лениздата" на 1992 год.


Ольга Оконевская. Автограф на новой книге.

Но распалось государство, а вместе с ним и "Лениздат". Судьбой книги заинтересовался Музей блокады и обороны Ленинграда, директор которого заключила договор с одним из петербургских издательств, но вскоре умерла. Сменивший ее директор даже закупил бумагу и торжественно продемонстрировал автору стоявшие в вестибюле рулоны, ожидавшие превращения в книгу. Но в 1995 году он ушел из издательства.

По страницам неизданной книги была сделана большая радиопередача в Петербурге (автор-редактор литературного вещания М.Петрова), две радиопередачи в Харькове (авторы И.Мирошников и В.Омельченко), поставлен спектакль (исполнители студенты Академии культуры, режиссер В.П.Камышникова).

Страницы книги "И возвращусь опять…" звучали и по-прежнему звучат в лекциях О.Оконевской, с которыми она выступает в Институтах усовершенствования учителей в Харькове, Киеве, Львове, Калининграде.

"Я видела, — пишет автор, — как у портретов и скульптур Берггольц на коленях стояли блокадники, их дети и внуки. Есть ли еще поэты, перед памятью которых благодарные читатели склоняются не в метафорическом, а в прямом смысле?"


"Я была счастливым свидетелем музыки души поэта…"
О.Оконевская


Книга основана на большом документальном и фактическом материале, на воспоминаниях (от одноклассников и учеников Берггольц до блокадников, друзей, коллег). В ней — жизнь и творчество поэта (с детства за Невской заставой до последнего пути на Литераторские мостки старинного Волкова кладбища). Для книги был собран большой иллюстративный материал, в том числе и никогда не публиковавшийся. Добрый отзыв о ней дал поэт Б.А.Чичибабин. Факсимильную запись стихотворения "Лицо Победы", посвященного О.Ф.Берггольц, подарил Евгений Евтушенко, включивший, кстати, в свою антологию русской поэзии ХХ века "Строфы века" немало ее стихотворений.

Книга о Берггольц — поклон автора поэту и блокадным читателям, дань уважения уникальной в истории литературы службе поэзии и высокой гражданственности ее автора.

Вот эпизод из книги, эпизод из жизни поэта. Берггольц пришла в госпиталь, где скончался ее муж, Николай Молчанов.

"Солдаты попросили Ольгу Федоровну навестить их в последний раз: "Почитайте нам стихи на прощанье". Читала. Бойцы слушали, плакали. Никто не хлопал. Но каждый молча налил в котелок Николая ложку супа. Он стал полным. "Поешьте, товарищ поэтесса!" Без единого слова благодарности она съела все, что было в этом солдатском (братском!) котелке. "А щи-то посоленные", — вспомнилось вдруг тургеневское. Она вышла из госпиталя. Уже навсегда. Больше сюда идти незачем и не к кому. Она шла от умершего мужа по улицам умирающего города в радиокомитет — к живым. Казалось, ветер несет ее куда-то и, поднимая над Ленинградом, растворяет в нем. И вдруг она поняла, что любовь не умирает вместе с ушедшим. Она превращается в любовь-память, любовь-силу, будет жить в ней и заставит жить ее…"


Книга, рукопись которой прожила столь непростую жизнь, наконец, пришла к читателям. Благодаря благотворительному фонду "Мир книжной культуры", а также Партии Жизни, которую возглавляет глава Совета Федерации России Сергей Миронов.

Эта перекличка городов-побратимов, "первой столицы Украины" и города на Неве, не случайна. Харьков — второй город в СССР после Ленинграда по числу умерших от голода в годы Великой Отечественной войны. Потому и саму книгу автор посвятила своему деду, Климентию Ивановичу Оконевскому, учителю-словеснику, скончавшемуся от голода в 1942 году в оккупированном Харькове.

На презентацию книги Ольги Оконевской, где звучал голос Берггольц и был продемонстрирован телефильм о поэте, пришли в Чичибабин-центр не только любители поэзии, но и представители Харьковского общества блокадников, которых в городе осталось около 200 человек. Люди плакали, дарили цветы автору — хранителю памяти о поэте, о страшных, не вмещающихся в сознание годах блокады Ленинграда.

О.Оконевская вручила блокадникам книги, любезно выкупленные для этого у издательства неким доброхотом. Книга "И возвращусь опять…", вышедшая тиражом 2000 экземпляров, готовится к переизданию в России.

Предсказание Ольги Берггольц о возвращении — сбывается.

Но вернуться можно только при посредстве любви. К нам знаменитая ленинградская Ольга возвращается благодаря любви другой Ольги, харьковчанки.

Фото автора.