• Откуда есть пошли Контракты на Киевской земле,
или Повесть не временных лет о киевском контрактовом ярмарке, его истории, обычаях и порядках. Часть 1.
• С Новым годом!
В Семен-день, 14 сентября (1 сентября по ст.ст), праздновался новый год и начинается бабье лето.
• Киевские дачи
Ирпень, Буча, Ворзель... Наконец-то можно отдохнуть!
• Эх, прокачу!
История возникновения общественного транспорта в Киеве.
• Фонтан, которого уже нет
Любимое место встречи киевлян — фонтан "Самсон" на Подоле.
• Киевские антики
Как праздновали вербное воскресенье в Киеве.
|
ЭХ, ПРОКАЧУ!
7-го мая 1905 года, 100 лет назад, в Киеве заработал Михайловский механический подъем — так назывался тогда фуникулер. Он соединил между собой районы, часть старого города и Подол, находящиеся на большом перепаде высот, — больше двухсот метров.
полный текст здесь
СТУДЕНЧЕСКИЙ ТРУД: ОТ БУМАГОМАРАТЕЛЯ ДО ГРУЗЧИКА
Без упорного труда студент не услышит убаюкивающего позвякивания монет в своем кармане. А для начинающей тяжелый трудовой путь молодежи собственные деньги — это отпечатанная свобода, дающая возможность принимать решения, не прибегая к помощи родителей и друзей.
полный текст здесь
ФОНТАН, КОТОРОГО НЕТ
На Контрактовой площади рядом с Гостиным двором находится замечательное сооружение, называемое киевлянами «Самсоном». Современный арочный павильон в стиле барокко, выстроенный в 1982 году, выглядит почти так же, как прежний, установленный на этом месте в 1749 году по проекту архитектора Ивана Григоровича-Барского. Фонтан, над которым был размещен павильон, представлял собой часть первого в Киеве водопровода.
полный текст здесь
СТУДЕНТ В ЛЕТНЕМ ФОРМАТЕ
Когда в суровые студенческие будни наконец-то врывается оптимистичное и долгожданное лето, то, вполне естественно, возникает желание, забросив все дела и заботы, заняться организацией собственного отдыха.
полный текст здесь
ГВИНТОКРИЛИЙ ЕЛЕМЕНТ ВИДАВНИЧОГО ПРОЦЕСУ
Авторы рассерженно и едко заявляют редакторам: «Нет такого текста, где бы вы не нашли ошибок». Редакторы в свою очередь парируют: «Текстов без ошибок не бывает!»
полный текст здесь
можно посмотреть здесь
• Брама у світ, що вже не з нами
Як і про що мають розповідати музеї у Бердянську. Часть 1.
• Откуда есть пошли Контракты на Киевской земле,
или Повесть не временных лет о киевском контрактовом ярмарке, его истории, обычаях и порядках. Часть 1.
• Пусть вашего ребенка полюбят
Как этого достичь?
• Про пять минут
Как рационально планировать время.
• Свобода перевоплощений
Что такое "психодрама" и для чего она нужна.
• Я устала…
Советы по релаксации.
• С Новым годом!
В Семен-день, 14 сентября (1 сентября по ст.ст), праздновался новый год и начинается бабье лето.
• О студенческих сендвичах, организованной торговле и не только
Заметки с Летнего лагеря профессоров ритейла.
• @компьютеризация.всей.страны
Как это было в Днепропетровске.
• Дом японского стиля, или
Стиль японского дома.
• Киевские дачи
Ирпень, Буча, Ворзель... Наконец-то можно отдохнуть!
• Ипподром как культурное пространство
"Побочных" явлений у ипподромов два — азарт и созерцание.
• Прах земний
Попри велетенську історію у 15 тисяч років керамічні вироби майже не змінили ані своєї форми, ані суті.
• Боевой карнавал
Бразильская капоэйра становится все популярнее среди поклонников здорового образа жизни.
• Вознеслся еси во славе
Девятого июня православные празднуют Вознесение Господне.
• Лики и личины Петербурга
Путевые заметки украинки в России.
• Что вы ищете живого среди мертвых?
Рассказ о женах-мироносицах — Марии Магдалине, Саломии, Иоанне и других женщин Евангелия.
• В гостях у динозаврів
Завітати в парк Юрського періоду — не така вже й фантазія на сьогоднішній день.
• Эх, прокачу!
История возникновения общественного транспорта в Киеве.
• Студенческий труд: от бумагомарателя до грузчика
Полезный рассказ о том, как найти выход из денежного лабиринта.
• Фонтан, которого уже нет
Любимое место встречи киевлян — фонтан "Самсон" на Подоле.
• Студент в летнем формате
• Гвинтокрилий елемент видавничого процесу
• Киевские антики. Часть вторая.
• Мы представляем, нас представляют
• Идём на именины
• Речь о пользе смеха
• Загрузка нового уровня
• Киевские антики. Часть первая
• Запах травы |
Повна карта розділів: Арт: 1 2 Книжки: 1 2 3 4 5 6 7 Кіно та театр: 1 2 3 4 5 Музика: 1 Цікаве: 1
|
|
Любитель киевской старины.
Апрель 25, 2005 г., понедельник.
Часть вторая.
Наш город замечателен и необычен — здесь каждый камешек имеет свою историю, здесь тысячелетние предания переплелись с современностью. У нас даже празднование общих православных праздников имеет свою, только Киеву присущую, особенность. Как жаль, что о многих из этих «отличий» приходится говорить в прошедшем времени.
| Братский Богоявленский монастырь и академия 1910-е гг.
|
Уже прошла Вербная суббота — последний день перед входом Христа в Иерусалим (перед Вербным воскресеньем). Уже давно стало традицией, что в вечер Лазаревой субботы в церквях освещаются листья папоротника («ваий»). Позже они были заменены вербой. После их освещения в церкви их вместе с горящей свечой несли домой и хранили целый год за иконами, вкладывали в руки умершим, чтобы те встречали Христа в день воскресения вместе с оставшимися здесь.
Этот привычный для нас обряд освещения вербных веточек берет свое начало в церемониях учащейся киевской молодежи XVII-XVIII веков. Церемонии совершались во время академических празднеств, которые тщетно искать в церковных календарях.
В XVII-XVIII вв. вечером накануне Вербного воскресения студенты Киевской коллегии (потом академии) совершали свой крестный ход и отмечали свою особую Вербную субботу. С вербными веточками студенты шли к покоям митрополита в Софийском монастыре, владыка слушал их речи на латинском языке, благословлял. После чего студенты направлялись в Академию на Подол. По дороге пели «Днесь благодать». По прибытии в Академию открывались двери Богоявленского собора, где процессию встречал проповедью студент-оратор, хор академии пел «Воспойте, людие, благолепно в Сионе» (Сионом в старину назывался Киев).
К.Шероцкий в своем путеводителе (1917 г.), говоря о многих отличительных особенностях богослужебных обрядов, совершаемых в Братском монастыре (Академия уже была упразднена), упоминал о торжественных шествий с ваийями. Его описание повторяет академическое, хотя маршрут уже укоротился (шли от семинарии до академии). И не удивительно, ведь академические шествия через весь город были отменены в конце XVIII века по настоянию Екатерины II, когда происходило «обрусительство» украинской церкви.
Эта церемония, как и многое другое, академическими студентами была заимствована на Западе у католиков. Согласно католической легенде, Мария и Иосиф по дороге в Египет остановились у пальмы, покрытыми обильными плодами. Мария очень хотела есть, но финики висели высоко и достать их не было никакой возможности. Тогда младенец Христос сказал: «Пальма, прекрасная пальма! Наклонись, подай свои плоды моей кроткой матери». И пальма поделилась своими плодами со святыми путниками. «За это, — изрек божественный младенец, обращаясь к дереву, — я повелю моим ангелам перенести одну их твоих ветвей в рай моего отца; а на земле ты будешь, в знак моего благословения, служить венцом для всех мучеников и воителей за веру. Им будет сказано: «Вы заслужили пальму победы».
Папа Римский раздавал пальмовые ветки своей свите, призывая быть «воителями за веру» (митрополит в Киеве благословлял студентов с вербой в руках). Во время Пасхальной церемонии Папа Римский стучит посохом в закрытые двери собора св.Петра и призывает отворить их, в Киеве отворялись двери главной Братской церкви — Богоявленского собора. Несмотря на полную аналогию с католическим обрядом, киевская Вербная суббота имела свое значение.
При написании статьи были использованы материалы книги А. Макарова «Малая энциклопедия киевской старины» (К., 2002).
Продолжение следует.
|