все статьи по теме

• Откуда есть пошли Контракты на Киевской земле,
или Повесть не временных лет о киевском контрактовом ярмарке, его истории, обычаях и порядках. Часть 1.
•  С Новым годом!
В Семен-день, 14 сентября (1 сентября по ст.ст), праздновался новый год и начинается бабье лето.
• Киевские дачи
Ирпень, Буча, Ворзель... Наконец-то можно отдохнуть!
•  Эх, прокачу!
История возникновения общественного транспорта в Киеве.
•  Фонтан, которого уже нет
Любимое место встречи киевлян — фонтан "Самсон" на Подоле.
•  Киевские антики
Как праздновали вербное воскресенье в Киеве.


анонсы статей

ЭХ, ПРОКАЧУ!

7-го мая 1905 года, 100 лет назад, в Киеве заработал Михайловский механический подъем — так назывался тогда фуникулер. Он соединил между собой районы, часть старого города и Подол, находящиеся на большом перепаде высот, — больше двухсот метров.

полный текст здесь

СТУДЕНЧЕСКИЙ ТРУД:
ОТ БУМАГОМАРАТЕЛЯ ДО ГРУЗЧИКА


Без упорного труда студент не услышит убаюкивающего позвякивания монет в своем кармане. А для начинающей тяжелый трудовой путь молодежи собственные деньги — это отпечатанная свобода, дающая возможность принимать решения, не прибегая к помощи родителей и друзей.

полный текст здесь

ФОНТАН, КОТОРОГО НЕТ

На Контрактовой площади рядом с Гостиным двором находится замечательное сооружение, называемое киевлянами «Самсоном». Современный арочный павильон в стиле барокко, выстроенный в 1982 году, выглядит почти так же, как прежний, установленный на этом месте в 1749 году по проекту архитектора Ивана Григоровича-Барского. Фонтан, над которым был размещен павильон, представлял собой часть первого в Киеве водопровода.

полный текст здесь

СТУДЕНТ В ЛЕТНЕМ ФОРМАТЕ

Когда в суровые студенческие будни наконец-то врывается оптимистичное и долгожданное лето, то, вполне естественно, возникает желание, забросив все дела и заботы, заняться организацией собственного отдыха.

полный текст здесь

ГВИНТОКРИЛИЙ ЕЛЕМЕНТ
ВИДАВНИЧОГО ПРОЦЕСУ


Авторы рассерженно и едко заявляют редакторам: «Нет такого текста, где бы вы не нашли ошибок». Редакторы в свою очередь парируют: «Текстов без ошибок не бывает!»

полный текст здесь

архив
интересных статей


можно посмотреть здесь



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
Киевские антики

Любитель киевской старины.
Апрель 25, 2005 г., понедельник.

Часть вторая.

Наш город замечателен и необычен — здесь каждый камешек имеет свою историю, здесь тысячелетние предания переплелись с современностью. У нас даже празднование общих православных праздников имеет свою, только Киеву присущую, особенность. Как жаль, что о многих из этих «отличий» приходится говорить в прошедшем времени.


Братский Богоявленский монастырь и академия 1910-е гг.
Уже прошла Вербная суббота — последний день перед входом Христа в Иерусалим (перед Вербным воскресеньем). Уже давно стало традицией, что в вечер Лазаревой субботы в церквях освещаются листья папоротника («ваий»). Позже они были заменены вербой. После их освещения в церкви их вместе с горящей свечой несли домой и хранили целый год за иконами, вкладывали в руки умершим, чтобы те встречали Христа в день воскресения вместе с оставшимися здесь.

Этот привычный для нас обряд освещения вербных веточек берет свое начало в церемониях учащейся киевской молодежи XVII-XVIII веков. Церемонии совершались во время академических празднеств, которые тщетно искать в церковных календарях.

В XVII-XVIII вв. вечером накануне Вербного воскресения студенты Киевской коллегии (потом академии) совершали свой крестный ход и отмечали свою особую Вербную субботу. С вербными веточками студенты шли к покоям митрополита в Софийском монастыре, владыка слушал их речи на латинском языке, благословлял. После чего студенты направлялись в Академию на Подол. По дороге пели «Днесь благодать». По прибытии в Академию открывались двери Богоявленского собора, где процессию встречал проповедью студент-оратор, хор академии пел «Воспойте, людие, благолепно в Сионе» (Сионом в старину назывался Киев).

К.Шероцкий в своем путеводителе (1917 г.), говоря о многих отличительных особенностях богослужебных обрядов, совершаемых в Братском монастыре (Академия уже была упразднена), упоминал о торжественных шествий с ваийями. Его описание повторяет академическое, хотя маршрут уже укоротился (шли от семинарии до академии). И не удивительно, ведь академические шествия через весь город были отменены в конце XVIII века по настоянию Екатерины II, когда происходило «обрусительство» украинской церкви.

Эта церемония, как и многое другое, академическими студентами была заимствована на Западе у католиков. Согласно католической легенде, Мария и Иосиф по дороге в Египет остановились у пальмы, покрытыми обильными плодами. Мария очень хотела есть, но финики висели высоко и достать их не было никакой возможности. Тогда младенец Христос сказал: «Пальма, прекрасная пальма! Наклонись, подай свои плоды моей кроткой матери». И пальма поделилась своими плодами со святыми путниками. «За это, — изрек божественный младенец, обращаясь к дереву, — я повелю моим ангелам перенести одну их твоих ветвей в рай моего отца; а на земле ты будешь, в знак моего благословения, служить венцом для всех мучеников и воителей за веру. Им будет сказано: «Вы заслужили пальму победы».

Папа Римский раздавал пальмовые ветки своей свите, призывая быть «воителями за веру» (митрополит в Киеве благословлял студентов с вербой в руках). Во время Пасхальной церемонии Папа Римский стучит посохом в закрытые двери собора св.Петра и призывает отворить их, в Киеве отворялись двери главной Братской церкви — Богоявленского собора. Несмотря на полную аналогию с католическим обрядом, киевская Вербная суббота имела свое значение.

При написании статьи были использованы материалы книги А. Макарова «Малая энциклопедия киевской старины» (К., 2002).
Продолжение следует.