все статьи по теме

• Влад Цепеш по прозвищу "Дракула"
Все о дракуломании и дракулолендах.
•  Нечитабельная история
В романе Элизабет Костова "Историк".
• Пир вампира
"Носферату: симфония ужаса" — год 1922-ой.


анонсы статей

"ГОРІЛКА-ЛИМОН"

Смак. Це перше, що виникає під час титрів: спрацьовує підсвідомість, у рецепторах відбуваються непереборні процеси і ти відчуваєш смак лимонної горілки, яку ти пив колись ще у студентські часи.

полный текст здесь

BILLBOARD КАК ЗЕРКАЛО СЕКСУАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Пять новелл "Сексуальной зависимости" — добротное и всестороннее исследование сексуального. При такой насыщенности собственно интимные сцены выполнены лирично и музыкально, никакого порно.

полный текст здесь

ШЕКСПИР ПОД МУЗЫКУ ХИП-ХОПА

Римейк, драки, хотя и восточные, — лично я не особо жалую такие кинопроекты. Но вот парадокс — "Ромео должен умереть", выполненный именно в таком стиле, понравился. Есть в фильме мягкое очарование, и причина тому — невысокий китайский Ромео — Джет Ли — с обворожительной улыбкой.

полный текст здесь

ALL THAT JAZZ

Прошло уже три года со времени появления "Чикаго", а этот голливудский мьюзикл смотрится все также "на ура". Почему? Да потому что это двестипроцентное шоу. И беззаботные и залихватские мелодии — здесь главное, вся остальная мораль — от лукавого.

полный текст здесь

"БЕЛАЯ ВОРОНА", или
Краткий очерк о революциях, девственницах и киевских антрепризах.

24 августа, в День независимости Украины, рок-опера "Белая ворона" получила новую жизнь. Постановка — яркая, шумная, очень эмоциональная, оказалась еще и что называется "на злобу дня".

полный текст здесь

НА "ВЕСЕННЕМ МЕТРО" — К СВЕЖЕСТИ ЧУВСТВ

О безусловной сложности человеческих отношений кричит каждый кадр. Можно сказать, что "Весеннее метро" — это фильм о том, как все сложно сплетено и запутано в чувствах и привязанностях.

полный текст здесь

"СУМАСШЕДШИЕ ГОНКИ"

Сюжет "традиционно-гоночный": поражение, победа, кубки, фото на память… Все, можно сказать, заезжено до не могу. НО — малыш Херби настолько обворожителен, что не полюбить его не возможно.

полный текст здесь

ИЛЛЮЗИЯ РАЯ

В новом проекте от Майкла Бейа "Остров" описывается совсем недалекое будущее — 2019 год. Клонирование людей для одного из героев стало коммерцией: в подземном бункере он создал целый город точных копий своих заказчиков.

полный текст здесь

"ПЕРНАТЫЙ СПЕЦНАЗ"

Анимация потрясающая, фильм зрелищный. Однако, если в предыдущих проектах — "Шреках", сценаристы сыграли на разрушении стереотипов, то d "Вэлианте" перед нами калька с голливудских боевиков.

полный текст здесь

архив статей о кино и театре

можна подивитися тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
Пир вампира

Наталья БЕЛЬЧЕНКО, Киев.
Сентябрь 19, 2005 г., понедельник.

В рамках Осеннего международного психоаналитического форума, который состоялся в Киеве 5 — 9 сентября 2005 года под эгидой Украинской ассоциации психоанализа, Международного института глубинной психологии (г. Киев) и Музея сновидений З.Фрейда (г. Санкт-Петербург), прошли киновечера под общим названием "Призраки кино". Кинотеатр "Жовтень" пригласил на фильмы, которые по праву считаются шедеврами мирового кинематографа. Вел кинолекторий Виктор Мазин, известный психоаналитик и теоретик культуры, главный редактор журнала "Кабинет" (Санкт-Петербург), заведующий кафедрой теоретического психоанализа Восточно-европейского института психоанализа (Санкт-Петербург).

Среди прочих была показана картина "Носферату: симфония ужаса" (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens), 1922 г., Германия, режиссер — Фридрих Вильгельм Мурнау. Это первая экранизация романа Брэма Стокера "Дракула". В киносценарии было многое изменено, включая переделку имен всех ведущих персонажей. Дракула превратился в графа Орлока, Харкер — в Хаттера, Мина Мюррей — в Эллен и т.д. Но все равно вследствие проблемы с авторскими правами на использование романа оригинал фильма и главные копии были уничтожены, и лишь благодаря тому, что институт пиратства не первый день существует на свете, это истинное достижение немого кино дожило до наших дней. Мурнау опирался на эстетические идеи экспрессионизма и воплотил собственные изобразительные и драматические находки. Его вампир был первым на киноэкране послевоенной Европы. Предполагали даже, что актер Макс Шрек вовсе не нуждался в перевоплощении, поскольку был самым настоящим вампиром.

По мнению Виктора Мазина, сегодняшнее кино менее кинематографично в собственном смысле этого слова, то есть "Дракула" Мурнау — абсолютная удача и никому впоследствии не удалось достичь подобного эффекта в воплощении этого одиозного персонажа. А ведь образы вампиров стойко всплывали в затеях различных режиссеров. Тут руку приложили и Роже Вадим, и Полански, и Коппола. Что не удивительно, ведь интерес к вампирам, привидениям и зомби освящен авторитетом работ Фрейда и Деррида, а кино — это сам призрак. Эксперименты братьев Люмьер совпали с научным исследованием истерии и психозов, в частности Полем Реньяром (его труд "Умственные эпидемии" был переиздан московским издательством с украинскими корнями Emergency Exit в 2004 году).

Сюжет "Носферату: симфония ужаса" уходит в историю бременской чумы 1838 года. Носферату и есть переносчик чумы. Выясняется, что граф Орлок желает купить заброшенный дом в немецком городке, и молодой сотрудник "агентства недвижимости" Хаттер, оставив свою крайне нервную юную жену Эллен на попечение друзей, отправляется в Трансильванию. Крестьяне в Татрах предупреждают его о встречах с оборотнями, но куда там! И вот молодой человек в замке, сам не свой от ужаса, жене он пишет о ночных укусах комаров, хотя над его шеей поработал вампир. Граф готов переселиться в новое жилище, для чего погружает на судно гробы с крысами и своей могильной землей. Естественно, к исходу путешествия корабль, как Летучий Голландец, совершенно пуст, а чума начинает свирепствовать в городе. Но есть, оказывается, способ избавиться от кровососа. Для этого молодая женщина должна отдать ему свою кровь, заворожив настолько, чтобы он не заметил крика петуха. И супруга чудом оставшегося в живых агента по недвижимости, все время его отсутствия страдавшая сомнамбулизмом и истериками, завлекает Орлока. Рассвет граф встречает, аппетитно склонясь над шеей Эллен, а после гибнет.

Мурнау в полной мере использовал крайне выразительное средство немого кино — жестикуляцию, безумные, вылезающие из орбит глаза; ему удалось извлечь максимум и из инфернального естественного освещения, подлавливая его ночью в наиболее выгодных стадиях и ракурсах. Кроме того, пленка с "положительными" эпизодами была раскрашена в ясный теплый тон, опасность же сигнализировала о себе тяжелым синим цветом. Режиссер также включил в фильм прямо-таки научно-популярные фрагменты — поедание насекомого хищным растением росянкой, паучью охоту, поглощение инфузории-туфельки гидрой. Все эти простейшие инстинктивные движения животного мира, видимо, могли объяснить и закономерную потребность вампира в свежей крови.

В то же время, будучи вооруженным историческими легендами о Владе Дракуле как просто жестоком правителе с садистскими причудами, едва соотносишь этих двух графов. Кстати, есть версия, что Драго Мараморош, живший в замке закарпатского города Хуста в конце 14 века, является предком того самого валахского воеводы. И хотя в качестве логова Дракулы был снят Остравский замок, Украина может считаться не только родиной слонов, но и косвенно родиной вампиров.

Еще один нюанс подстерегает современного зрителя, который пришел не только насладиться искусством, но и проверить свои детские страхи и представления, возникшие под сурдинку ночных рассказов в пионерском лагере о "гробе на колесиках", — порывистое и ускоренное порой перемещение героев в фильме 80-летней давности. То, что должно было бы вызывать ужас (и, возможно, вызывало его в 20-х), иногда вызывает смех: Дракула с гробом в руках, на своих стройных и длинных модельных ножках, резво вприпрыжку перемещается по двору.

Понятно, что надо просто уметь смотреть немые фильмы и бережно относиться к тогдашним приемам. Но, может быть, в этом и есть ключ к избавлению от страхов, когда столь ярко и виртуозно воплощенный кошмар вдруг обнаруживает, благодаря современному — менее кинематографичному — человеческому взгляду, прореху, становится дискретным, в то время как симфоническая целостность кинематографического шедевра не нарушается.

Фильм можно посмотреть в киевском кинотеатре "Жовтень"; расписание сеансов на сайте http://www.zhovten-kino.kiev.ua.
Телефоны автоответчиков: 425-89-09; 425-89-00.