все статьи по теме

• Этикетки в стиле "модерн"
"Модный дизайн" от Альфонса Мухи. Часть 1. Плакат Сары Бернар.
• Этикетки в стиле "модерн"
"Модный дизайн" от Альфонса Мухи. Часть 2. Роскошь, своей дешевизной доступная всем сословиям.
• Этикетки в стиле "модерн"
"Модный дизайн" от Альфонса Мухи. Часть 3. Заключительная.



анонсы статей

ЭТИКЕТКИ В СТИЛЕ "МОДЕРН"

Рисунки и акварели Альфонса Мухи, переведенные в технику литографии, расходились тысячами экземпляров. Это была роскошь, своей дешевизной доступная всем сословиям общества.
полный текст здесь

ВІД СВІТУ РЕЧЕЙ ДО БРЕНДОВИРОБНИЦТВА

Навесні 1997 року у Сергія Коляди з'явилася графічна робота "Катерина в Нью-Йорку", де головний образ з відомої картини Тараса Шевченка "Катерина" було перенесено на нью-йоркську вулицю кінця двадцятого століття.
полный текст здесь

РИСУНКИ НА УЛИЦЕ

У искусства граффити есть прошлое — наскальные рисунки и надписи на древнегреческих амфорах. И есть настоящее — память в виде граффити, оставленная на Луне американскими астронавтами. Значит, и будущее, несомненно, будет.

полный текст здесь

ИСТОРИЯ В КАРТИНКАХ

Стержень, выпущенного в свет альбома «Від червоного — до жовто-блакитного+ помаранчеве», — соцреализм ХХ века. Это своего рода апология и анатомия соцреализма.
полный текст здесь

ПРАХ ЗЕМНИЙ

Винайдені людиною на світанку власної історії вироби з глиняного тіста є супутніми своїм творцям повсюди і у будь-який час. Кераміка, фактично, є першим в історії виробом зі штучно виготовленого матеріалу.
полный текст здесь

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

Новая выставка «День шестой» украинского художника-философа Матвея Вайсберга открывалась в киевской галерее «Триптих» при свечах. И хотя перебои с электричеством в планы организаторов не входили, теплый живой огонь свечи органично дополнил экспозицию.
полный текст здесь

КОГДА ЗАКАЗЧИК — ИСКУССТВО

Культура — самый придирчивый работодатель. Не назовешь же выставку Леонардо да Винчи: «Клёвая улыбка Моны Лизы». Поэтому опыт немецкой дизайнерской студии Mendell&Oberer, принимающей уже в течение многих лет заказы у культурных проектов, чрезвычайно интересен.
полный текст здесь

НЕПРЕДСКАЗУЕМАЯ ЭМАЛЬ

Эмальер не может точно знать, какой оттенок будет иметь тот или иной фрагмент работы после обжига. На протяжении столетий появлялись различные техники, позволявшие достичь разнообразных художественных эффектов.
полный текст здесь

LADY IN RED

Черно-серый фон полотен Антонио Тамбурро — суггестия депрессии и психологических срывов, и лишь красное платье героини — то яркое цветовое пятно, на котором можно сосредоточить внимание, зацепить блуждающий взгляд и уплывающее сознание.
полный текст здесь

В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ ПЛАКАТ

По большей части в нашей культуре слово «плакат» ассоциируется с искусством улицы в ее разнообразных проявлениях — афиши, реклама, с особым явлением — постерами, и с советскими плакатами в стиле журнала «Крокодил». О том, что плакаты бывают тонкими и интеллектуальными, можно убедиться, посмотрев работы французского графика, арт-директора "Лувра" Филиппа Апелуага.
полный текст здесь

ТРИ ТОВАРИЩА

В самом домашнем из всех литературных кафе Киева «Квартира Бабуин» до 4 мая работает выставка работ львовского художника Ростислава Лужецкого.
полный текст здесь

Культурный тренажер / Книги и журналы / Ярослава ВАНЕЧКА. Фантастика в картинках ФАНТАСТИКА В КАРТИНКАХ

Работами Елены Масловой не оформляются, а дополняются тексты рассказов и повестей в киевском литературном журнале "Реальность фантастики".

полный текст здесь

Культурный тренажер / Книги и журналы / Ксения ВЛАДИМИРОВА. Тайная жизнь натюрморта ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ НАТЮРМОРТА

Киевскую художницу Оксану Стратийчук с полным правом можно назвать признанным мастером офорта в Украине. В ее произведениях человек, растения, животные, предметы гармонично переплетены друг с другом и равновелики в прямом смысле этого слова.

полный текст здесь

ХРАМОВОЕ ДЕЙСТВО В СТЕНАХ МУЗЕЯ

Организаторы выставки «Церковные древности из коллекции Б. и В.Ханенко» (Киев) назвали экспозицию Soli Deo Gloria («Только во Славу Божию»), ведь именно так — S.D.G. — зачастую подписывали средневековые мастера свои произведения.

полный текст здесь

Культурный тренажер / Арт-обзоры / Ксения ВЛАДИМИРОВА. Территория скорби? Зона культуры! ТЕРРИТОРИЯ СКОРБИ? ЗОНА КУЛЬТУРЫ!

"Галерея на территории психиатрической больницы" (Киев) представляет не только работы художников-аутсайдеров — пациентов и экс-пациентов психиатрических клиник, но и регулярно проводит выставки художников с «большой» земли.

полный текст здесь

Культурный тренажер. Интернет-журнал о культуре / Кино и театр / Ганна Черненко. Вертикаль часу ВЕРТИКАЛЬ ЧАСУ

Юрій Косін не просто вміє вибрати вдалий ракурс миті, що запам’ятовується. Фотограф розкриває її багатовимірність. Спробу проникнути в зміст людини-Косіна зробив режисер Артем Сенчило, знявши фільм «Юрій Косін. Архітектор миті».

полный текст здесь

архив арт-обзоров


можна подивитися тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
Этикетки в стиле "модерн"

"Модный дизайн" от Альфонса Мухи
Часть 1. Плакат Сары Бернар.


Елена ЛИСОВСКАЯ, Киев.
Сентябрь 05, 2005 г., понедельник.

Его время удивительно. Сейчас. Сейчас его время изумляет: иной раз — оглушительно; иной раз — тихо и до дрожи; а иногда — до смеха. Кого именно и почему — неважно! Каково это время было для него, нам не узнать. Но, разумеется, каждый будет тешить себя иллюзией. Вы не узнаете его. Обычно такое "знание" сводится к профанации. Реже — к угадыванию музыки ветра времен. И совсем редко, а может, и никогда — к знанию вкуса тогдашней воды, тона и смысла тогдашнего смеха, отблеску тогдашних радостей и настроений.

Альфонс Муха
Пониманию тогдашних людей невозможно научиться; нужно очень долго водить своим сердцем по полустертым следам, чтобы понять, каким это понимание может быть. Но мы отвлеклись.


Он — человек эпохи становления продаж душ (прошу прощения за неуклюжесть) рекламному дьяволу; один из первых крупных его клиентов. Художник, ставший лицом товарной этикетки эпохи модерн.

Нужно ли называть его имя?..

Последнее время он стал дико моден. Ему подражают неумелые, но исполненные энтузиазма молодые маляры. Про него пишут. В некой уже ставшей достоянием поисковиков далеко не худшей публикации восторженная автор во первых строках написала: "Альфонс Муха — художник истинно парижский, хотя и вырос в Моравии". Возможно, ему и понравилось бы такое титулование; но мы лучше назовем его просто самым модным плакатистом эпохи модерн. Самым модным — тогда и сейчас.

Художник он был действительно средний. До Врубеля не дотянуться. Но у него был свой взгляд на то, что можно и нужно делать — и он этот взгляд, несмотря ни на что, реализовал. Принесло ли это ему пользу и удовольствие? Не знаю. Принесло ли это ему деньги? Мне безразлично. Что же это принесло ему? Моду при жизни и модную славу спустя неполную сотню лет. Но слава не бывает доброй. Это только говорится так: "добрая слава". Она, как ничто иное, умеет уничтожить последние следы духа некогда существовавшего человека.

Оставим символизм, акмеизм, модернизм, желтые блузы, футуризм, кубизм и прочее искусствоведам. Есть только одно, что стоит в этом ценить — и что стоит (быть может, слишком далеко) за этим всем: чистая сила человеческого духа — юная и потому глупая, как подросток; ломающаяся… и, как подросток, сломавшаяся в конце концов.

О нем говорят музеи. Маленькие очаровательные музеи. Пусть им недостает волшебной силы краеведческого музея Феодосии, где акварели Волошина соседствуют со стихами и рисунками его друзей в духе, — эти музеи волшебны. Будете в Праге, зайдите в музей знаменитого декоратора на Панской. Здесь вы найдете информацию о самом известном в наше время стилисте, человеке, положившем жизнь за идею украшения жизни.

Нет-нет, это не значит ничего.

У него была тяжелая жизнь, и он имел полное право стремиться ее украсить угодным ему образом.

Плакат Сары Бернар

Alphonse Maria Mucha (Альфонс Мария Муха, 1860-1939) родился 24 июля 1860 года в старинном моравском городке Иванчице (Иванчичи).

Создатель "модерна", "югендстиля", "сецесьон", "яцесьон", art nuvo. ("Это все одно и то же", по крайней мере, в понимании многих). А на самом деле — "стиля Мухи".

В Париж Муха приехал в двадцативосьмилетнем возрасте. Любимым художником он называл Гюстава Моро, его увлечением была история, а отличительными чертами — упорство и сверхъестественное трудолюбие. В первые годы в Париже он исполнял небольшие заказы на оформление журналов, книг, образцов прикладной графики — меню, пригласительных билетов и визитных карточек. Свое первое предложение сделать плакат Альфонс Муха получил в парижской мастерской Лемерсье, где в это время он по счастливой случайности работал с печатниками над оттисками с рисунков своего приятеля.

Постепенно Муха освоился, понял, что работает лучше, интереснее многих. И тут (в 1887 году) его покровитель, граф Куэн, сводит счеты с жизнью, а его родственники сообщают, что прекращают высылку денег.

Муха остался без средств к существованию. Потом в дневниках Альфонс напишет, что это время было для него — неопытного оптимиста — "страшное время трудностей и лишений". Однако оптимизм и душевная чистота как раз и спасают таких, как он. Отцу он пишет восторженные письма, как удачно устроился в качестве иллюстратора в какой-то газете, что у него роскошная квартира и мастерская, и, главное, полно заказов. Своему сводному брату он посылает в Моравию модное пальто, а сестрам — кружева. Сверстники же, жившие тогда рядом с ним, вспоминали, как Муха экономил на еде ради красок.

Он был улыбчив и почти беспечен, общителен и деликатно галантен. Из-за частой работы на пленэре простывал и то и дело болел гриппом, отчего ненавидел холод и осень. Красивый, статный, с загорелой золотистой кожей и белоснежными здоровыми зубами, в борьбе с Парижем этот славянин стал побеждать. В 1891 году у Мухи складываются серьезные отношения с книжными издательствами. В 1892 он на заказ иллюстрирует многотомную "Историю Германии". Критики пишут хвалебные статьи о его "поющей линии", изысканном колорите. И в 1894 году наступил перелом. Ему заказывает афишу сама великая Сара Бернар.

"Все, что можно было придумать в рекламе, он уже сделал сто лет назад. Менялись темы и манера рисования; а законы, заложенные Альфонсом Мухой, так и остались законами"
из газет
Жанр плаката, с его особыми требованиями к изобразительному строю, истребил все недостатки сложносоставных композиций Мухи, лишив их фабульности и дотошной детализации. Еще одна отличительная черта плакатов Альфонса Мухи — редкая согласованность текстовой графики с изображением. Заслуга Мухи в том, что он ввел текст в структуру листа, наделил его образностью и общей стилевой завершенностью. Поле текста принимает геометрические формы, повторяет арочные изгибы и статичность оснований архитектурных строений, вплетается в локоны женских волос, вписывается в причудливые виньетки. Но важны не эти стилистические особенности, а то, что после Мухи стало невозможным небрежное обращение с надписью на плакате.

Благодаря нашему герою афиша была признана высоким искусством, а художник нашел признание, которое в большой степени было связано с личностью выдающейся французской актрисы Сары Бернар.

Ее влияние на мировоззрение и формирование нового творческого стиля Мухи трудно переоценить. Его готовность к культу Дамы, девы-ангела, феи, демонической женщины, Принцессы Грезы нашла идеальный объект — в одном лице воплощались все образы, отвечающие умонастроениям и моде тех лет.

В 1895 году актриса заключила договор с художником на выполнение афиш и программ к ее спектаклям. Альфонс Муха подписал свой первый существенный контракт — на целых шесть лет — с театром Сары Бернар "Ренессанс". Все рекламные афиши, панно, календари, программки и прочие декоративные формы будет исполнять для великой Сары только Муха.

Первый же из семи плакатов, выполненных Мухой для Сары Бернар и появившийся на парижских улицах в блеклые январские дни 1895 года, сделал странного славянина знаменитым. Это был сказочный сюжет: слава пришла к неизвестному художнику в один день. Спасибо, конечно, Саре Бернар, но что бы и для кого бы ни нарисовал на первом своем по-настоящему тиражном, массовом плакате Муха, он проснулся бы знаменитым.

"Он гениально выстраивал композицию плаката или панно — как ни переверни изображение, оно будет смотреться великолепно. Не став живописцем с мировым именем, художник все свои секреты раскрыл в плакатах, совершив невероятное: презренные рекламные листки были так совершенны, что плакат усилиями Мухи стал высоким искусством. И кто бы ни брался за рекламу после него, сначала изучали наследие этого гениального дизайнера. Ведь все, что можно было придумать в рекламе, он уже сделал сто лет назад. Просто менялись темы и манера рисования, а законы, заложенные Альфонсом Мухой, так и остались законами"
Из газет
Для театра Сары Бернар Муха выполнил знаменитую серию литографий афиш ("Жизмонда" 1894, "Дама с камелиями" 1896, "Лорензаччо" де Мюссе 1896, "Медея" 1898, "Гамлет"… всего семь афиш).

Эти годы, период их сотрудничества, по праву можно назвать самыми успешными в творчестве Альфонса Мухи. Он занимается сценографией, проектирует театральные костюмы и ювелирные украшения Сары Бернар. Одновременно с этим плодотворно работает в других видах искусства — дизайне мебели, костюмов, интерьеров.

Количество заказов росло с невероятной быстротой, а популярность творчества художника была такова, что почти сразу же заговорили о "феномене Мухи". Появилось понятие "La Femme Muchas", его женские образы вдохновляли поэтов, им посвящали музыкальные вечера. Рисунки и акварели, переведенные в технику литографии, расходились тысячами экземпляров — плакаты, декоративные панно, художественные открытки. Объявленные бесплатным приложением к журналам, эстампы и календари Альфонса Мухи поднимали тиражи изданий "La Plume", "L'Estampe Moderne". Муха не раз с гордостью писал о том, что делал многое, чтобы его искусство было доступным и понятным каждому. А для современников, историков и биографов наступило время сказать: браво, Альфонс! Ты нашел способ вертеть этот мир вокруг себя!

Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии. Жорж Фуке, знаменитейший в то время парижский ювелир, предложил Мухе сотрудничество по ее рекомендации.

Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие ("Лорензаччо", "Гамлет"). Разработка сценографии спектаклей потребовала от художника изучения исторического и фольклорного материала. И вот театральные украшения и аксессуары появились на рекламных плакатах и декоративных панно в качестве необходимых декоративных элементов.

Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье ("Брюнетка", "Зодиак" и др.). Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно ("Драгоценные камни").

Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. Последний заказывал эскизы рисовальщику Э. Грассе, — тут-то и подвернулась со своими советами Сара Бернар, и Жорж Фуке нанял Муху в качестве рисовальщика.

И что же?.. Необычные проекты Мухи смутили критиков и вызвали упреки в недостатке связи с текущей модой. Украшения, выполненные Фуке, действительно громоздки и несколько эклектичны, как, например, предназначенная для Сары Бернар, брошь для корсажа отягощенная гроздьями маленьких камешков неправильной формы. Если на афишах эти украшения выглядели убедительно, — как и абсолютно все изображения украшений, сделанные Мухой, — то при воплощении оказались чем-то спорным. Однако мнение это, конечно же, разделили не все. И вот тому подтверждение: серии украшений, выполненные по эскизам Мухи, обеспечили успех Фуке на ряде Всемирных выставок, покорив публику своей новизной.

Самое известное украшение, созданное Фуке по эскизам Мухи — это золотой браслет, соединенный с кольцом с помощью тонкой цепочки. Впервые его изображение появилось на афише к "Медее". Браслет и кольцо шокируют своей натуралистичностью (свернувшиеся кольцом змеи), которую до определенной степени сглаживает экзотика материалов — опалов, рубинов, бриллиантов и эмали.

Но это еще не все. Муха выполнил по заказу Фуке проект оформления нового ювелирного магазина на авеню Ройаль — роскошный "футляр" к его экзотическим сериям. Бронзовое панно на фасаде, витрины, прилавок, кресла, дверные ручки, люстра, вазы, фигуры павлинов, орнаменты плафона, ковры и мозаичные полы — все это было задумано художником как единый ансамбль "магазина искусств". Этот проект можно считать триумфом декоративного дарования Мухи.

Продолжение следует

"Торговое Дело" №8-9 2005 г.