"РОЯЛЬ БЫЛ ВЕСЬ РАСКРЫТ…"

2 июня в Большом зале Харьковского театра оперы и балета состоялся концерт Владимира Крайнева. Поводом для приезда маэстро на родину явилась презентация нового рояля марки Steinway. Читайте интервью с великим пианистом.
докладніше тут

КОРЕЙСЬКА НАМИСТИНКА

Цього року, як і вже декілька травнів поспіль, київський фестиваль "Київ Травневий" прикрашався концертом "Світ музики і танцю Кореї".
докладніше тут

ВИНО С ПЕЧАЛЬЮ ПОПОЛАМ
К 60-летию Великой Победы.

С 60-летием Победы совпадает и немало «малых» шестидесятилетий. В частности, создание всенародно чтимого шедевра «Враги сожгли родную хату».

докладніше тут

Культурный тренажер / Муз-релизы / Роман Зелинский: "Музыке меня учила сама жизнь…", Наталья КрасавцеваРОМАН ЗЕЛИНСКИЙ: "МУЗЫКЕ МЕНЯ УЧИЛА САМА ЖИЗНЬ…"

Композитор Роман Зелинский в музыканты, образно говоря, попал из… танкистов. А начиналась его жизнь на Украине, где романтическое имя Роман популярно и по сей день.

докладніше тут

Культурный тренажер / Муз-обзоры / "На, владей волшебной скрипкой", Анна Минакова, Станислав Минаков "НА, ВЛАДЕЙ ВОЛШЕБНОЙ СКРИПКОЙ..."
Лель-виртуоз с "Нирваной" на футболке.

Ко второму отделению людей в зале заметно прибавилось. Как сказал некий зритель, становясь гласом общественности: "Во втором отделении — силища!". И силища эта — восемнадцатилетний скрипач, лауреат международных конкурсов Валерий Соколов.

докладніше тут

"РОЯЛЬ БЫЛ ВЕСЬ РАСКРЫТ…"

2 июня в Большом зале Харьковского театра оперы и балета состоялся концерт Владимира Крайнева. Поводом для приезда маэстро на родину явилась презентация нового рояля марки Steinway. Читайте интервью с великим пианистом.
докладніше тут

Культурный тренаже / Муз-релизы / Екатерина Щёткина. Особенности национальной поп-культуры ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОП-КУЛЬТУРЫ

Поп-культура действительно к искусству отношение имеет достаточно опосредованное. Искусство здесь — приятный антураж к чему-то гораздо большему (кому-то, впрочем, покажется, что к меньшему).

докладніше тут

архив статей о музыке

можна подивитися тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
Культурный тренажер / Муз-релизы / Анна Минакова. Ты скажи, гармонист молодой Ты скажи, гармонист молодой...

Анна МИНАКОВА, Харьков
Апрель 02, 2005 г., суббота.

Сергей Ковалёв закончил Харьковское музыкальное училище по классу баяна, однако с 1992 года увлекся игрой на губной гармонике, с которой с тех пор неразлучен. Недавно состоялся его концерт-лекция в Харьковском государственном университете искусств им. И.П.Котляревского. Собрались послушать "гармониста" любители музыки и музыканты разных специальностей. Губная гармошка, оказалось, интересна всем, не только "духовикам".


Рисунок автора.
С. Ковалев утверждает, что губная гармоника по экспрессивности и звукоизобразительным возможностям не уступает таким популярным инструментам, как гитара и скрипка.

Начнем с определения: губная гармоника — духовой язычковый инструмент, состоящий из комплекса металлических язычков, укрепленных с двух сторон металлической планки; при подаче воздуха язычки начинают вибрировать и появляется звук.

Одним из первых таких инструментов считается китайский шенк (шенк — в переводе с китайского означает громкий голос). Он появился примерно 5000 лет назад. В Европу был привезен в XVIII веке, прижился в Германии, где всегда были сильны традиции механических изделий. А в 1957 году немецкий мастер Матиас Хонер отправил партию гармоник в Соединенные Штаты, что привело к распространению инструмента по всему миру, а марка "Хонер" стала лидером в производстве гармоник. Инструмент привлек американцев компактностью, простотой в обращении и большими исполнительскими возможностями. В то время была гражданская война между Севером и Югом; гармоника полюбилась солдатам обеих сторон. Кстати, губная гармоника упоминается в романе "Унесенные ветром". Там есть такой эпизод: Скарлет с тоской смотрела в окно на проезжающих мимо негров, они играли на гармониках и пели всем известную песню "Моисей, отпусти моих людей" ("Let my people go").

Когда гармоника попадает к темнокожим музыкантам, появляется блюз. Блюз в переводе с английского означает печаль, Сергей Ковалёв считает, что это аналог русских саратовских страданий. Блюз — музыка очень эмоциональная, экспрессивная. Изначально было два направления блюза: городской и сельский.

Музыканты, исполняющие городской блюз, обладали невысоким исполнительским уровнем, поэтому акцентировали внимание на двусмысленных стишках эротического содержания, а играли очень примитивно.

В России подобное место занимали городской романс и стилизации под фолк, такие, как "Ой, цветет калина", построенные на простейших гармонических формулах. Может быть, такие песни являются народными по уровню популярности, но в них мы никогда не встретим тех живости и новизны, которые звучат в подлинном фольклоре.

Когда мы слушаем, к примеру, ансамбль Дмитрия Покровского или записи фольклорных экспедиций, обнаруживаются такие находки! Почти джаз!

Войны не мешали развитию губной гармоники. Во время Второй мировой войны блюз претерпел интересное изменение: хлынул на улицу. Дело в том, что американский музыкальный профсоюз на два года запретил музыкантам записываться на пластинки, так как видел в этом угрозу живой музыке. Музыканты стали играть преимущественно на улице и во всевозможных пабах, это привлекало большие зрительские массы. Важное место в подобных выступлениях занимал элемент шоу. Например, Ноа Хьюз играл одновременно на двух гармониках, причем на одной из них — носом. А Литтл Уолтер додумался соединить гармонику с микрофоном, что сделало возможным выступления с большими оркестрами с усиленной духовой группой. Сонни Бой Уильямсон Первый очень ловко использовал технику "порхающего язычка" и аккордовую технику. Это талантливый музыкант, к сожалению, плохо закончил: после выступления в одном из клубов был зарезан.

"Появление рок-н-ролла в Америке не сыграло особой роли в развитии гармоники. Затем рок-н-ролл привозится в Европу. Одними из первых, кто использовал губную гармонику в европейской рок-музыке, были "Битлз". "Джон Леннон, играя на гармонике, не делал ничего сверхъестественного, партии были просты, но мелодичны и уместны в контексте "битловских" композиций, и поэтому эффектны. — Уверяет гармонист Ковалев. — После "Битлз" нам известны многочисленные примеры использования гармоники в рок и поп-музыке: "Роллинг Стоунз", "Лед Зеппелин", Бьорк. Пугали своей примитивной "детской" гармошкой Владимир Кузьмин, Сергей Чиграков, более известный, как "Чиж", Владимир Шахрин из группы "Чай-ф". Губная гармоника звучит даже в поздних записях Татьяны Овсиенко, в песне "А свою девчонку не забудь".

В завершение лекции С.Ковалёв исполнил собственные сочинения, названия которых весьма красноречивы. "Ква-мажор", "Собачий блюз", "Ковбой Августин" и "Ножки Буша Блюз".

Нельзя проигнорировать тот факт, что свои опусы незрячий музыкант С.Ковалёв исполняет на гармонике, которую ему подарил после своего концерта в Харькове известный французский исполнитель Жан-Жак Мильто.