ЗУСТРІЧ МАЙЖЕ МИМОВОЛІ

Пісні "Гадюкіних", що сполучують у собі добре зіграну й різноманітну музику, переважно різножанрові танці (рок-н-рол, танго, блюз, самбу) та дотепно-іронічні, а головне — чесні тексти, й досьогодні здатні подобатися аж не тільки запеклим прихильникам.
докладніше тут

ПИАНИСТ АЛЕКСАНДР РОМАНОВСКИЙ: "Я ЖЕ СВОЙ!.."

Мне очень приятно снова приехать в родной город. Я не был в Харькове восемь лет — с тех пор, как уехал в Италию, поэтому с большой радостью отозвался на приглашение директора харьковской филармонии Юрия Янко открыть концертный сезон.
докладніше тут

"ИТАК, ВЕСЕЛЕЕ, АЛЛЕГРО…"

27 января 2006 года исполнилось 250 лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта, одного из любимейших композиторов человечества.
докладніше тут

"ЛУЧШЕЕ МЕСТО — ТО, ГДЕ СОБИРАЕТСЯ ДУХ, А НЕ ДЕНЬГИ…"

Максим Порядко не похож на многочисленных музицирующих на Майдане, а напоминает нездешнего эльфа. Он поражает внутренними спокойствием и свободой, чувством меры, невозмутимостью.
докладніше тут

ТАНЕЦЬ СВІТОТВОРЕННЯ НАВКОЛО ФАБРИКИ

Альбом Каті Чілі "Півні" вміщує сім електронних композицій, де слова народної пісні сполучаються з різностильовими електронними пульсаціями, накладеними, в свою чергу, на так само різностильові електронні ритми.
докладніше тут

МЕЛОДИЯ, (ЕЩЕ) НЕ СТАВШАЯ ПЕСНЕЙ

Предлагаем нашим читателям прочитать рецензию на книгу Харуки Мураками "Джазовые портреты" и эксклюзивное интервью с ее переводчиком на русский язык Иваном Логачевым.
докладніше тут

КОРЕЙСЬКА НАМИСТИНКА

Цього року, як і вже декілька травнів поспіль, київський фестиваль "Київ Травневий" прикрашався концертом "Світ музики і танцю Кореї".
докладніше тут

"РОЯЛЬ БЫЛ ВЕСЬ РАСКРЫТ…"

2 июня в Большом зале Харьковского театра оперы и балета состоялся концерт Владимира Крайнева. Поводом для приезда маэстро на родину явилась презентация нового рояля марки Steinway. Читайте интервью с великим пианистом.
докладніше тут

ВИНО С ПЕЧАЛЬЮ ПОПОЛАМ
К 60-летию Великой Победы.

С 60-летием Победы совпадает и немало «малых» шестидесятилетий. В частности, создание всенародно чтимого шедевра «Враги сожгли родную хату».

докладніше тут

Культурный тренажер / Муз-релизы / Роман Зелинский: "Музыке меня учила сама жизнь…", Наталья КрасавцеваРОМАН ЗЕЛИНСКИЙ: "МУЗЫКЕ МЕНЯ УЧИЛА САМА ЖИЗНЬ…"

Композитор Роман Зелинский в музыканты, образно говоря, попал из… танкистов. А начиналась его жизнь на Украине, где романтическое имя Роман популярно и по сей день.

докладніше тут

Культурный тренажер / Муз-обзоры / "На, владей волшебной скрипкой", Анна Минакова, Станислав Минаков "НА, ВЛАДЕЙ ВОЛШЕБНОЙ СКРИПКОЙ..."
Лель-виртуоз с "Нирваной" на футболке.

Ко второму отделению людей в зале заметно прибавилось. Как сказал некий зритель, становясь гласом общественности: "Во втором отделении — силища!". И силища эта — восемнадцатилетний скрипач, лауреат международных конкурсов Валерий Соколов.

докладніше тут

Культурный тренаже / Муз-релизы / Анна Минакова. Ты скажи, гармонист молодой TЫ СКАЖИ, ГАРМОНИСТ МОЛОДОЙ…

Сергей Ковалев утверждает, что губная гармоника по экспрессивности и звукоизобразительным возможностям не уступает таким популярным инструментам, как гитара и скрипка.

докладніше тут

ЦИВИЛЬНЫЙ "ИЗГОЙ" "АЛИСЫ"

Свое 22-летие российская рок-групп группа "Алиса" отпраздновала выпуском альбома "Изгой". Вряд ли можно сказать, что этим альбомом питерско-московская команда совершила прорыв. Время прорывов давно прошло.
докладніше тут

архив статей о музыке

можна подивитися тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
"Ми не живі, виключіть нас…"

Анна МИНАКОВА, Харьков.
Ноябрь 28, 2005 г., понедельник.

Продолжается гастрольный тур популярной украинской рок-группы "Океан Эльзы" в поддержку недавно вышедшего альбома "Gloria". 26 октября "ОЭ" отыграл концерт в харьковском дворце спорта перед десятитысячной аудиторией.

Публика встречала "океанцев" как всегда с энтузиазмом: вопя, визжа, подпевая во всё горло, прыгая, размахивая зажигалками, цветами и снятыми свитерами. Лидер "ОЭ" Святослав Вакарчук, глядя на всё это, кричал: "Це більше, ніж концерт! Це — рок'н'рольна вечірка!" Несмотря на сомнительность превосходства вечеринки над концертом, в плане определения происходящего Вакарчук, пожалуй, оказался прав. Да, вечеринка: шум, отвяз, крик, пивко, цигарки… Слава проорал свои песни, добросовестно продёргался два часа, порезался бубном, сменил три футболки, покатался по сцене — не отягощая себя проблемой наполнения сего действа содержанием.

Были времена, когда весёлые критики выражали недовольство Вакарчуковскими всхлипами, слезами и мучениями, на их прохладный взгляд — чрезмерными. Теперь — от мучений ничего не осталось. Может, Славку так лучше, спокойнее, но музыка от этого сильно страдает, и всё, что делается сейчас "Океаном Эльзы", — плоскостное, пустопорожнее, поверхностное, лишённое человеческого переживания.

Вообще, изменения, происходящие в творчестве группы, странны, безрадостны и малооптимистичны. Медные ли трубы, морозные ли простаивания днями и ночами на заледеневшем оранжевом майдане, назначение советником Президента по культуре, получение статуса "народного артиста" или что-то ещё повлияло на расхолаживание внутренних ресурсов Вакарчука — сказать однозначно нельзя. Метафизика, диалектика, и т.д., и т.п., всё взаимосвязано.

Овеществлённым воплощением распада, развала группы стала пластинка "Gloria", пятая в дискографии группы (без учёта подпольной работы "Дом зі скла"). Памятуя, что группа насчитывает пятерых музыкантов, вроде бы полноправных ее членов, мы всё-таки склоняемся к мнению, что главной движущей силой, стержнем её до настоящего момента был и является (в силу инерции) фронтмен Святослав Вакарчук, автор всех (за редчайшим исключением) песен группы. К тому же, большую смысловую нагрузку несут специфический, особый тембр его голоса и "фирменные" интонации. Посему — духовные проблемы Вакарчука отражаются на творчестве "ОЭ" тотально и безальтернативно.

Итак, перед нами альбом "Gloria", квинтэссенция внутренней жизни "Океана Эльзы".

О музыкальной стороне говорить трудно, обидно и неприятно. Ведь до чего уж был талантлив Вакарчук, каким мы его знали. Не зря ушедший из "ОЭ" Юрий Хусточка (ныне — басист группы "Esthetic Education") называл его "украинским рок'н'ролльным гением". Действительно: альбомы "Янанебібув", "Модель" и "Суперсиметрія" были наполнены разными интересными песнями. Знаменитая мелодика Вакарчука — небанальные и в то же время очень яркие мелодии, которые (о, чудо!) не приедаются, где они? Новые песни в лучшем случае состоят из ритмоформул, повторяемых нещадно, чтобы хоть как-то фиксировать их в памяти слушателя, в худшем — из невразумительных бесцветных фиоритур, не предназначенных для запоминания.

Аранжировка… Странное дело, но, несмотря на огромное количество задействованных инструментов, звучание кажется шумным, бедным и малоинтересным. А насилие над полчищами музыкантов, старательно выписанных на обложке альбома (в том числе хором-ансамблем "Дрєво" и Киевским филармоническим оркестром) — неоправданным.

Удручающее впечатление производят и тексты новых песен. Они похожи на повседневную болтовню, не облагороженную ни метафорами, ни эпитетами, ни даже присущей Вакарчуку искренностью высказывания. (Не зря появляются байки-были о том, что песня "Дякую" была написана за 15 минут, а "Не питай" — за пять.) Лексикон сужается до уровня Эллочки-людоедки, один за другим идут самоповторы, превращающиеся в шаблоны. "Новые" в песенном вакарчуковском лексиконе слова — "велосипед", "абордаж", "ікони", торчащие из текстов, как гвозди, — можно пересчитать по пальцам. Вакарчук делает такие откровения: "Я не забуду тебе ніколи" (в отличие от известной всем аналогичной реплики из "Юноны и Авось", сие сочинение исполняется крайне бодро); "Я відчуваю тебе такою, такою, такою, / Я називаю тебе весною, весною, весною"; "Ти і я, лала-ла-ла-ла-ла" (четыре раза), "Я хотів би хоч на мить з тобою поділитися безмежністю". Ну, блеск. Откуда у него "безмежність"? "Сьогодні ти — як сонце, а завтра — як сніг (...) чому живуть лише удвох сльози і сміх?"; "Просто мені так хочеться бути там, де і ти". А от строчки "Лай-лай-лай, не засинай" — бросает в дрожь. Не столь давно мы слышали это же у "Танков на майдані Конго" в более логичном варианте "Засинай-най-най". На подобные графоманские штучки натыкаешься почти в каждой строке. А ведь писал же Вакарчук в былые времена живые тексты. "Без біди не плачуть, без війни не кличуть, / Хто не має серця тому, хто ще має, просто так не зичить". Остались в прошлом его чудные формулы "Не залишай мені мене", "В тобі я втоплю свою весну", "Холодна, голодна, невчасна", "Скажи мені, чому не можу забути те, чого нема", "Мене чекає кожен день нова наступна гільотина. / Сьогодні я твоя дитина, а завтра я — твоя стіна"…

Самобытность интонации — и музыкальной, и словесной — утеряна. Осталось нечто усреднённое, маловыразительное, мучительно напоминающее то "Pink Floyd", то "Queen", то Фрэнка Синатру. А уж "модная" группа "Maroon5", собравшая кучу MTV-шных наград за хит "This Love", совершенно безошибочно узнаваема в песенке "Відчуваю".

В новом альбоме "ОЭ" разве что "Вище неба" и "Як останній день" ещё вызывают слабую симпатию ностальгического свойства. Впрочем, нелишним будет добавить, что пошлостью и гнусностью (в отличие от большинства музыкальной продукции, предлагаемой нам) песни "Glori'и" не отличаются. И намерения "ОЭ" выразить нечто позитивное заслуживают одобрения, несмотря на нынешнюю натужность исполнения.

Уход из группы трех музыкантов первого состава тоже кажется нам симптоматичным. Причины-предлоги тут не столь важны. Творческие расхождения, деньги, политика… Важен момент крушения. Деформации души отражаются во всех сферах.

Два слова о новом составе группы. Поведение музыкантов на сцене Харьковского дворца спорта выглядело странновато. Сложилось впечатление, будто продюсеры готовят новый формат группы, типа "Битлз", где каждый участник будет самодостаточен. Действо, происходящее на сцене, теперь напоминает игру в перетягивание каната, которая явно не в кайф Вакарчуку, давно организовавшему монополию в "ОЭ". На гитаре в "Океане" сейчас играет юный выпендрёжник Петя Чернявский, который не упускает шанса покрасоваться, покривляться, распустить пёрышки, подобно гамбургскому петуху. Бас-гитарист Денис Дудко, харьковчанин, для участия в "ОЭ" ушёл из группы "Східside", играющей авангардный джаз, поэтому трудно представить, что с творческой точки зрения нынешняя работа может быть интересна ему, вместо виртуозных партий и импровизаций исполняющему теперь незамысловатые повторяемые формулы. Серб Милош Элич, клавишник, — фигура неоднозначная. Кажется, именно он наиболее активно тянет вышеупомянутый канат. Даже если не брать во внимание его подпевания Вакарчуку, неуместные размахивания руками и хождения по сцене во время клавишных партий, нельзя игнорировать тот факт, что Милош стал сопродюсером нового альбома. Кажется, единственной константой, незыблемым зерном, сохраняющим "ОЭ", является неизменный (даже внешне) барабанщик Денис Глинин, Ринго Старр отечественного шоу-бизнеса. Спасибо ему. Об измученном вокалисте Святославе Вакарчуке было сказано и так слишком много.

Одна поклонница по прослушивании нового альбома "ОЭ" сказала: "Как, это и всё, что удалось высосать из пальца?" На мой взгляд — очень точная формулировка и понятное недоумение. Самым печальным в этой ситуации кажется то, что Вакарчук совершенно добросовестно выжимал себя, выуживал строчечку за строчечкой, нотку за ноткой, а получил то, что получил, — и вся натужность налицо. И казнить его за это мы не имеем права, и даже не скажем ему: "Славко, любезный, что ж это ты такое написал?" — ибо человек не может сделать больше, чем ему разрешают. (Конечно, здесь следует иметь в виду Небесные силы.) Он может только мучиться и думать — почему у него отняли столь трогательный дар — писать хорошие песни.

Статья в иной редакции и с другим названием опубликована на сайте газеты "Грани плюс". "Культурный тренажер" предлагает эксклюзивный вариант".

Фото: http://www.ocean-elzy.net