ЗУСТРІЧ МАЙЖЕ МИМОВОЛІ

Пісні "Гадюкіних", що сполучують у собі добре зіграну й різноманітну музику, переважно різножанрові танці (рок-н-рол, танго, блюз, самбу) та дотепно-іронічні, а головне — чесні тексти, й досьогодні здатні подобатися аж не тільки запеклим прихильникам.
докладніше тут

ПИАНИСТ АЛЕКСАНДР РОМАНОВСКИЙ: "Я ЖЕ СВОЙ!.."

Мне очень приятно снова приехать в родной город. Я не был в Харькове восемь лет — с тех пор, как уехал в Италию, поэтому с большой радостью отозвался на приглашение директора харьковской филармонии Юрия Янко открыть концертный сезон.
докладніше тут

"ЛУЧШЕЕ МЕСТО — ТО, ГДЕ СОБИРАЕТСЯ ДУХ, А НЕ ДЕНЬГИ…"

Максим Порядко не похож на многочисленных музицирующих на Майдане, а напоминает нездешнего эльфа. Он поражает внутренними спокойствием и свободой, чувством меры, невозмутимостью.
докладніше тут

ТАНЕЦЬ СВІТОТВОРЕННЯ НАВКОЛО ФАБРИКИ

Альбом Каті Чілі "Півні" вміщує сім електронних композицій, де слова народної пісні сполучаються з різностильовими електронними пульсаціями, накладеними, в свою чергу, на так само різностильові електронні ритми.
докладніше тут

КОРЕЙСЬКА НАМИСТИНКА

Цього року, як і вже декілька травнів поспіль, київський фестиваль "Київ Травневий" прикрашався концертом "Світ музики і танцю Кореї".
докладніше тут

ВИНО С ПЕЧАЛЬЮ ПОПОЛАМ
К 60-летию Великой Победы.

С 60-летием Победы совпадает и немало «малых» шестидесятилетий. В частности, создание всенародно чтимого шедевра «Враги сожгли родную хату».

докладніше тут

Культурный тренажер / Муз-релизы / Роман Зелинский: "Музыке меня учила сама жизнь…", Наталья КрасавцеваРОМАН ЗЕЛИНСКИЙ: "МУЗЫКЕ МЕНЯ УЧИЛА САМА ЖИЗНЬ…"

Композитор Роман Зелинский в музыканты, образно говоря, попал из… танкистов. А начиналась его жизнь на Украине, где романтическое имя Роман популярно и по сей день.

докладніше тут

Культурный тренажер / Муз-обзоры / "На, владей волшебной скрипкой", Анна Минакова, Станислав Минаков "НА, ВЛАДЕЙ ВОЛШЕБНОЙ СКРИПКОЙ..."
Лель-виртуоз с "Нирваной" на футболке.

Ко второму отделению людей в зале заметно прибавилось. Как сказал некий зритель, становясь гласом общественности: "Во втором отделении — силища!". И силища эта — восемнадцатилетний скрипач, лауреат международных конкурсов Валерий Соколов.

докладніше тут

Культурный тренаже / Муз-релизы / Анна Минакова. Ты скажи, гармонист молодой TЫ СКАЖИ, ГАРМОНИСТ МОЛОДОЙ…

Сергей Ковалев утверждает, что губная гармоника по экспрессивности и звукоизобразительным возможностям не уступает таким популярным инструментам, как гитара и скрипка.

докладніше тут

ЦИВИЛЬНЫЙ "ИЗГОЙ" "АЛИСЫ"

Свое 22-летие российская рок-групп группа "Алиса" отпраздновала выпуском альбома "Изгой". Вряд ли можно сказать, что этим альбомом питерско-московская команда совершила прорыв. Время прорывов давно прошло.
докладніше тут

архив статей о музыке

можна подивитися тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
"Рояль был весь раскрыт…"

Июнь 13, 2005 г., понедельник.

Новый Steinway для харьковских меломанов.

2 июня в Большом зале Харьковского академического театра оперы и балета состоялся концерт Народного артиста СССР и Украины, профессора Ганноверской высшей школы музыки и театра, пианиста Владимира Крайнева. Поводом для приезда маэстро на родину явилась презентация нового рояля марки Steinway, недавно приобретенного для оперного театра (читай шире — для всего Харькова, ибо инструмента такого класса и состояния в городе больше нет).

Во вступительном слове директор театра Георгий Селихов перед переполненным залом в ряду лиц, причастных к торжеству, особо поблагодарил ректора Харьковского государственного университета искусств им. И.П.Котляревского Татьяну Веркину и генерального секретаря партии «Новая демократия» Евгения Кушнарева за содействие в приобретении инструмента. Стоимость такого рояля приближается к восьмиста тысячам гривен, и, возможно, потому «рояльная эпопея», начавшаяся еще прошлым летом, в канун празднования 350-летия Харькова, потребовала участия Евгения Кушнарева, тогда возглавлявшего областную администрацию.

Поначалу, пока длилась концертная прелюдия, в которой приняли участие инструментальный, хоровой и балетный коллективы, рояль был «таинственно» завешен полупрозрачной вуалью.

Непосредственно перед выходом только что прилетевшего из США Владимира Всеволодовича Крайнева на сцену вуаль поднялась «в небеса», и публике открылось, сколь хорош харьковский новенький американский Steinway — красивый, черный, лакированный.

Вскоре все услышали замечательное звучание инструмента.

Маэстро представил землякам концерт из двух отделений. В первом — прозвучала музыка Шопена: 2-е и 3-е скерцо, 1-я баллада, два Блестящих вальса, ноктюрн и Баркарола.

Крайнев вообще славен исполнением произведений Сергея Прокофьева, и прокофьевская Соната №2, которой исполнитель завершал программу, стала высшей точкой концерта. (Вместе с тем, многих искушенных слушателей восхитило и тонкое, мастерское исполнение Шопена.) Во втором отделении прозвучала также Соната Скрябина №2, а на бис пианист исполнил Прелюдию Шостаковича (опус №34).

После не сразу стихших оваций Владимиру Крайневу были вручены Грамота и Знак Почетного гражданина города — от имени Харьковского городского головы.

Известного пианиста, наставника молодых музыкантов, благотворителя, просто отзывчивого человека Владимира Крайнева очень любят в родном городе, где раз в два года проходит Международный конкурс юных пианистов, носящий имя маэстро. В марте 2006 года состоится уже VIІІ-й конкурс.

Вот как отозвалась о коллеге неизменный член жюри конкурса Наталья Мельникова — заслуженный деятель искусств Украины, профессор кафедры специального фортепиано ХГУИ им.И.П.Котляревского: «Личностный и музыкальный авторитет Владимира Всеволодовича соединяет и возвышает нас всех. Мы все учимся у него, поскольку он — уникальный музыкант, с собственным глубочайшим видением, а точней, слышанием, пониманием музыки. Напомню, что именно харьковчанин Крайнев стал первым русским пианистом, победившим на конкурсе им.П.И.Чайковского в Москве. И уже десятка полтора лет является одним из крупнейших пианистических педагогов Европы. Он ведь — и профессор Ганноверской высшей академии музыки и театра, и профессор Московской консерватории, и председатель жюри конкурса Чайковского. Владимир Крайнев — активно действующий исполнитель. Мы все гордимся и счастливы возможностью общения с этим удивительным человеком и высочайшим профессионалом. Мы — духовно и творчески растем в общении с ним…»

В разговоре с одним из авторов этих строк, мать Владимира Крайнева, приезжавшая из Ганновера, где живет с сыном, сказала, что своим ребенком, который музыкой занимается с шести лет, в принципе, очень довольна. Единственное, что ее категорически не устраивает — сын очень много работает. «Нельзя столько трудиться! Так не может продолжаться долго!» — восклицает Рахиль Моисеевна.

"Вне Харькова — это будет смешно…"


Маэстро за новым роялем — на сцене ХАТОБа.
Фото автора.
Владимир Всеволодович, в чью светлую голову пришла столь плодотворная идея — учредить такой конкурс?

— «Виной» всему — директор Харьковской средней музыкальной школы-интерната Валерий Алтухов, которого «осенило» в 1991 году. Он тогда позвонил мне — с предложением, а я, кстати, выпускник этой самой муздесятилетки, помнится, засомневался: как это — конкурс с моим собственным именем? Я ведь, вроде, еще живой!

И как теперь, не тяготит Вас «бремя собственного имени»?

— Да нет, ничего. Мы — привычные (смеется). К тому же, это — не столько слава, сколько ответственность и возможность реально помогать молодым музыкантам. Знаете, в 1994 году к конкурсу прибавился еще и благотворительный фонд помощи юным пианистам Владимира Крайнева. Нашу, мягко скажем, материально не очень обеспеченную талантливую детвору надо как-то поддерживать. Вот и назначаем им стипендии.

Нет ли у Вас ощущения, что при конкурсном отборе вам приходится каждый раз буквально, что называется, «резать по живому», оставляя одаренных пианистов за чертой очередного тура?

— Ну безусловно. Безусловно. Однако почти всегда это оказывается справедливым. Вот именно на данном этапе подготовки, продемонстрированной участником. Мы — фиксируем текущий момент. И не знаем, как ребенок будет развиваться дальше.

Что бы Вы посоветовали тем, кто не проходит во второй или третий туры?

— Ну, начнем с того, что эти дети — не аутсайдеры. Все они уже — профессионалы. Программы, которые они вместе с педагогами готовят и представляют — очень сложны. Я бы советовал не отчаиваться, не расстраиваться — это во-первых. А во-вторых — я бы даже не столько им посоветовал, сколько педагогам: более тщательно подбирать программу. Ближе к индивидуальности, ближе к исполнительским возможностям. Очень часто даются полотна крайне завышенной трудности — и технологически и эмоционально ребята не справляются. Поэтому — выглядят неубедительно, поэтому — неудачи.

Владимир Всеволодович, кто из лауреатов прошлых лет учится у Вас в Академии музыки и театра в Ганновере?

— Практически вся «русская часть лауреатского списка» всех лет, если так можно выразиться. Почти вся. То есть это ребята с территории бывшего СССР. Но до Ганновера они обязательно получают среднее образование.

Четуев, Мутузкин, Ким, Рашковский и весь «этот выводок, весь поезд журавлиный»?..

— Да-а-а! — Как у них складывается жизнь?

— Они учатся, ездят с гастролями, общаются — в первую очередь друг с другом.

Постепенно как-то отпочковываются в самостоятельную жизнь?

— К сожалению, нет. Пока еще — к сожалению, нет.

Вы ездите на гастроли бригадой?

— Не-ет. Ребята ездят сами. Я с ними — только в Киеве и Москве. В послеконкурсных поездках и во время участия в фестивалях, например, в Большом зале консерватории — в абонементе «Владимир Крайнев, его друзья и ученики». Они уже — лауреаты международных конкурсов, у них — отдельная исполнительская жизнь. Игорек Четуев победил на Международном конкурсе пианистов-мастеров имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, а Лена Колесниченко — харьковчанка, кстати, — получала стипендию имени Эмиля Гилельса, а Илюша Рашковский — стипендию Мстислава Ростроповича. Ездят ребята очень много: и в Германии (Браун-швайг, Гамбург, Ганновер), и во Франции (фестиваль Спивакова в городке Кальмаре), участвуют в «Баден-Баденском лете», концертах фонда «Триумф», да разве всё перечислишь…

Есть ли меж ними конкуренция? Не толкаются ли локтями?

— Конечно, толкаются. Безусловно, каждому из них хочется быть любимым учеником, хочется, чтоб я любил его больше, чем другого.

Вы — опытный конкурсный боец. Что скажете в защиту конкурсов? Что все-таки лучше — наличие конкурсов или их отсутствие? Есть ведь иные прецеденты — путь Евгения Кисина…

— К сожалению, кроме Кисина в этот список добавить некого. Хотя, конечно же, и этот путь — возможен.

А пример драматической, если не трагической ломки Станислава Нейгауза после Парижского конкурса? Как быть с этой сложной психологической проблемой?

— Никак. Думаю, что все-таки — практически единственным путем к становлению и признанию являются конкурсы. Но надо помнить, что далеко не всегда победителям удается продолжать пианистическую жизнь, исполнительскую карьеру. В той жизни — «в искусстве», тоже нужны сильные бойцовские качества, которые должны быть обязательно проявлены.

А не-победитель, оказавшийся сегодня за пределами «большой раздачи», в принципе, тоже может иметь какой-то шанс?

— Безусловно! Безусловно! Это особенно отчетливо проявляется именно у детей. Это ведь всё — только начало. У детей всё непредсказуемо. Дар ведь может развиться невероятно! Дети иногда скачками выходят на качественно новые уровни.

Владимир Всеволодович, для завершающего оптимизма, несколько слов, если можно, скажите о ситуации с «переездом» конкурса в Киев. Был ведь такой слух.

— А это всё вмещается как раз в несколько слов. Три года назад на оргкомитете в министерстве культуры, когда был поставлен этот вопрос, я просто-напросто сказал, что — если в Киев, то уже без моего имени. Я лично в этом участвовать не буду. Конкурс я согласился возглавить только потому, что Харьков — мой родной город, где я рос и учился. Вне Харькова — это будет смешно.

Слушали, беседовали и фотографировали Анна МИНАКОВА, Станислав МИНАКОВ.