ЦИВИЛЬНЫЙ "ИЗГОЙ" "АЛИСЫ"

Свое 22-летие российская рок-групп группа "Алиса" отпраздновала выпуском альбома "Изгой". Вряд ли можно сказать, что этим альбомом питерско-московская команда совершила прорыв. Время прорывов давно прошло.
докладніше тут

ЗУСТРІЧ МАЙЖЕ МИМОВОЛІ

Пісні "Гадюкіних", що сполучують у собі добре зіграну й різноманітну музику, переважно різножанрові танці (рок-н-рол, танго, блюз, самбу) та дотепно-іронічні, а головне — чесні тексти, й досьогодні здатні подобатися аж не тільки запеклим прихильникам.
докладніше тут

"МИ НЕ ЖИВІ, ВИКЛЮЧІТЬ НАС…"

Продолжается гастрольный тур популярной украинской рок-группы "Океан Эльзы" в поддержку недавно вышедшего альбома Gloria.
докладніше тут

ПИАНИСТ АЛЕКСАНДР РОМАНОВСКИЙ: "Я ЖЕ СВОЙ!.."

Мне очень приятно снова приехать в родной город. Я не был в Харькове восемь лет — с тех пор, как уехал в Италию, поэтому с большой радостью отозвался на приглашение директора харьковской филармонии Юрия Янко открыть концертный сезон.
докладніше тут

"ЛУЧШЕЕ МЕСТО — ТО, ГДЕ СОБИРАЕТСЯ ДУХ, А НЕ ДЕНЬГИ…"

Максим Порядко не похож на многочисленных музицирующих на Майдане, а напоминает нездешнего эльфа. Он поражает внутренними спокойствием и свободой, чувством меры, невозмутимостью.
докладніше тут

ТАНЕЦЬ СВІТОТВОРЕННЯ НАВКОЛО ФАБРИКИ

Альбом Каті Чілі "Півні" вміщує сім електронних композицій, де слова народної пісні сполучаються з різностильовими електронними пульсаціями, накладеними, в свою чергу, на так само різностильові електронні ритми.
докладніше тут

архів статей

можна подивитися тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
"Итак, веселее, аллегро…"*

Анна МИНАКОВА, Харьков.
Февраль 13, 2006 г., понедельник.

27 января 2006 года исполнилось 250 лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта, одного из любимейших композиторов человечества.

"Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь" — даже пушкинский Сальери, измученный завистью и ревностью, не может не узнать в Моцарте явление запредельного, не поддающегося человеческому рацио.

Вольфганг Амадей Моцарт, венский классик, взял лучшее у своей эпохи — стройность формы, ясность фактуры, но классицистская объективность в отображении общемировых процессов приобретает у Моцарта черты индивидуализированные, личностные, что смыкает его творчество с идеологией эпохи романтизма. Таким образом в творчестве Моцарта соединяются два полюса: космос и конкретная жизнь. Субъективное и единичное превращается в объективное и всеобщее. Происходит превращение человека в музыку.


Рисунок автора.
"Моцарт существует и будет существовать вечно; божественный Моцарт — не имя, но снизошедший с небес дух, который появился в этот мир, провел в нем тридцать с чем-то лет и потом покинул его обновленным, обогащенным и осчастливленным своим появлением",- сказал в ХХ веке Леонард Бернстайн.

Моцарта часто упрекают в гедонизме, отчасти — легкомыслии, усматривают в его музыке изящную игривость и галантность. Композитор предстает перед нами вечным солнечным юношей, полным веселья. Однако жизнь композитора была глубоко трагичной.

Музыка Моцарта универсальна. Чистота, свобода, божественная простота, которая, быть может, и есть наивысшая степень виртуозности, — эти качества делают музыку Моцарта доступной неискушенному слушателю и изумляют знатоков. Круг ее слушателей — неограничен.

Моцарт сознательно шел к универсализации музыкального языка. Наиболее ясно это стремление проявляется в его последней опере. "Волшебная флейта" соединяет в себе традиции немецкого народного балаганного искусства и элементы масонской идеологии, сказочное — в сюжете, реалистическое — в изображении характеров, переживаний, движений души. Неслучайно премьера оперы состоялась на сцене народного театра "Ауф дер Виден". Таким образом, композитор обратился к широкому обществу, не ограничившись аристократической верхушкой. Птицелов Папагено, один из персонажей "Волшебной флейты", чудаковатый и грубоватый, обладает невероятным обаянием. Его можно считать одной из ипостасей самого композитора. У Моцарта, вышедшего из простонародной среды (среди его предков — каменщиков, строительных рабочих, переплетчиков, отец был первым, кто получил образование), стихия народного была в крови. Папагено был особенно дорог композитору. Известно, что перед смертью, находясь уже в агонии, Моцарт пытался напевать песенку Папагено "Известный всем я птицелов".

…Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он.
Петр Чайковский

Уже в возрасте 4 лет Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (1-я симфония исполнена в 1764 в Лондоне). Клавесинист-виртуоз, он выступал также как скрипач, певец, органист и дирижер, блестяще импровизировал, поражая феноменальным музыкальным слухом и памятью. С 6 лет в биографии Моцарта очевиден успех: он с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии. В 11 лет выступил как театральный композитор (школьная опера "Аполлон и Гиацинт"). Год спустя создал немецкий зингшпиль "Бастьен и Бастьенна" и итальянскую оперу-буффу "Притворная пастушка". И в 1770 Папа римский наградил его орденом Золотой шпоры.

Светское общество, которое изумлялось и умильно заискивало перед чудо-ребенком, по сути своей поверхностное, пустое, напыщенное и погрязшее в самолюбовании, не смогло воспринять выросшего Моцарта. Гений, который рассматривался скучающими господами через призму собственного величия, был для них диковинкой, забавой. Программа его выступлений напоминала цирковые представления: игра на закрытой платком клавиатуре, определение высоты звуков, изданных предметами — колокольчиками, стаканами, часами и т.д., импровизация в любой тональности по заказу — все это не имело никакого отношения к подлинному искусству. Моцарт, стремительно выраставший из узких стилевых рамок классицистской эстетики, стал чужд и непонятен современникам. Опережая время, как всякий гений, Моцарт обрек себя на нищету и гибель.

…Весной 1791 Вольфганга Моцарта зачислили бесплатным помощником капельмейстера собора св. Стефана с правом занять это место в случае смерти последнего (капельмейстер пережил его). За полмесяца до смерти Моцарт слег (диагноз — ревматически-воспалительная лихорадка). Великий гений погребен в общей могиле на кладбище св. Марка.


Вольфганг Амадей Моцарт
Жизнелюбие Моцарта, столь часто воспеваемое, свет и радость, которыми наполнена его музыка, являются, видимо, не чем иным, как душевным, духовным преодолением глубокой внутренней скорби, в той или иной мере присущей великим людям. Вот что Вольфганг писал отцу 4 апреля 1787 года: "Мне сообщили о Вашей болезни. Жду с нетерпением известия от вас лично и надеюсь, хотя я привык видеть во всем только худшее. Ведь смерть есть неизбежный финал нашей жизни; с некоторых пор я так часто думаю об этом верном и лучшем друге человека, что образ его не только не страшен мне, но, напротив, успокаивает и утешает меня… Ложась спать (как я ни молод), я не забываю того, что могу не видеть следующего дня, и это меня нисколько не печалит. Надеюсь и жду вашего скорого выздоровления".

За свою недолгую жизнь (умер, не достигнув 36 лет), Амадей Моцарт написал 19 опер, 41 симфонию, 27 концертов для фортепиано с оркестром, 5 концертов для скрипки с оркестром, 27 струнных квартетов, 17 сонат для клавиров, оратории, кантаты, мессы, серенады, дивертисменты, "Реквием" и многие другие сочинения.

Благодарное человечество подпишется под словами критика Бориса Асафьева: "Решительно не понять, как мог он успеть в короткий срок столько сделать? Не то поразительно, что Моцарт так много написал, а то, что в написанном сконцентрировано все лучшее, чем жила музыка до него".

* Фраза из письма Вольфганга Моцарта отцу, Леопольду Моцарту