все статьи по теме

• Этикетки в стиле "модерн"
"Модный дизайн" от Альфонса Мухи. Часть 1. Плакат Сары Бернар.
• Этикетки в стиле "модерн"
"Модный дизайн" от Альфонса Мухи. Часть 2. Роскошь, своей дешевизной доступная всем сословиям.
• Этикетки в стиле "модерн"
"Модный дизайн" от Альфонса Мухи. Часть 3. Заключительная.



анонсы статей

ВАН ГОГ, ГОГЕН, МУНК — ГЕРОИ КОМИКСОВ

Интервью с французским художником и сценаристом комиксов Жан-Люком Корнеттом.

Жан-Люк Корнетт презентовал в Украине свой альбом комиксов "Прогулки в компании…", в котором рассказываются/показываются эпизоды из выдуманных биографий Ван Гога, Гогена и Мунка.
полный текст здесь

РОЗГОЙДАНІ ДЗВОНИ ПАМ'ЯТІ


В останню суботу листопада Україна відзначала день пам'яті жертв трьох голодоморів, що сталися в радянський період її історії — в 1921-22, 1932-1933 і 1946-47 роках, а також тих, хто був знищений в цей період внаслідок терору, розв'язаного владою.
полный текст здесь

ОТТИСК ЯПОНИИ

Японские гравюры школы Утагава в Киеве.

Японскую гравюру по праву считают одним из известнейших видов восточного изобразительного искусства. Ее техника в Японии популярна до сих пор.
полный текст здесь

ЯПОНСЬКА ОСІНЬ — ПАПЕРОВА

З-поміж інших заходів цьогорічної "Японської осені" виокремлювались дві виставки — каліграфії та орігамі. І хоча перша з них виявилася не суто паперовою, а друга — не суто японською, надзвичайне враження справляють обидві.
полный текст здесь

ВІД СВІТУ РЕЧЕЙ ДО БРЕНДОВИРОБНИЦТВА

Навесні 1997 року у Сергія Коляди з'явилася графічна робота "Катерина в Нью-Йорку", де головний образ з відомої картини Тараса Шевченка "Катерина" було перенесено на нью-йоркську вулицю кінця двадцятого століття.
полный текст здесь

РИСУНКИ НА УЛИЦЕ

У искусства граффити есть прошлое — наскальные рисунки и надписи на древнегреческих амфорах. И есть настоящее — память в виде граффити, оставленная на Луне американскими астронавтами. Значит, и будущее, несомненно, будет.

полный текст здесь

ИСТОРИЯ В КАРТИНКАХ

Стержень, выпущенного в свет альбома «Від червоного — до жовто-блакитного+ помаранчеве», — соцреализм ХХ века. Это своего рода апология и анатомия соцреализма.
полный текст здесь

ПРАХ ЗЕМНИЙ

Винайдені людиною на світанку власної історії вироби з глиняного тіста є супутніми своїм творцям повсюди і у будь-який час. Кераміка, фактично, є першим в історії виробом зі штучно виготовленого матеріалу.
полный текст здесь

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

Новая выставка «День шестой» украинского художника-философа Матвея Вайсберга открывалась в киевской галерее «Триптих» при свечах. И хотя перебои с электричеством в планы организаторов не входили, теплый живой огонь свечи органично дополнил экспозицию.
полный текст здесь

КОГДА ЗАКАЗЧИК — ИСКУССТВО

Культура — самый придирчивый работодатель. Не назовешь же выставку Леонардо да Винчи: «Клёвая улыбка Моны Лизы». Поэтому опыт немецкой дизайнерской студии Mendell&Oberer, принимающей уже в течение многих лет заказы у культурных проектов, чрезвычайно интересен.
полный текст здесь

НЕПРЕДСКАЗУЕМАЯ ЭМАЛЬ

Эмальер не может точно знать, какой оттенок будет иметь тот или иной фрагмент работы после обжига. На протяжении столетий появлялись различные техники, позволявшие достичь разнообразных художественных эффектов.
полный текст здесь

LADY IN RED

Черно-серый фон полотен Антонио Тамбурро — суггестия депрессии и психологических срывов, и лишь красное платье героини — то яркое цветовое пятно, на котором можно сосредоточить внимание, зацепить блуждающий взгляд и уплывающее сознание.
полный текст здесь

В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ ПЛАКАТ

По большей части в нашей культуре слово «плакат» ассоциируется с искусством улицы в ее разнообразных проявлениях — афиши, реклама, с особым явлением — постерами, и с советскими плакатами в стиле журнала «Крокодил». О том, что плакаты бывают тонкими и интеллектуальными, можно убедиться, посмотрев работы французского графика, арт-директора "Лувра" Филиппа Апелуага.
полный текст здесь

ТРИ ТОВАРИЩА

В самом домашнем из всех литературных кафе Киева «Квартира Бабуин» до 4 мая работает выставка работ львовского художника Ростислава Лужецкого.
полный текст здесь

ФАНТАСТИКА В КАРТИНКАХ

Работами Елены Масловой не оформляются, а дополняются тексты рассказов и повестей в киевском литературном журнале "Реальность фантастики".

полный текст здесь

ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ НАТЮРМОРТА

Киевскую художницу Оксану Стратийчук с полным правом можно назвать признанным мастером офорта в Украине. В ее произведениях человек, растения, животные, предметы гармонично переплетены друг с другом и равновелики в прямом смысле этого слова.

полный текст здесь

ХРАМОВОЕ ДЕЙСТВО В СТЕНАХ МУЗЕЯ

Организаторы выставки «Церковные древности из коллекции Б. и В.Ханенко» (Киев) назвали экспозицию Soli Deo Gloria («Только во Славу Божию»), ведь именно так — S.D.G. — зачастую подписывали средневековые мастера свои произведения.

полный текст здесь

ТЕРРИТОРИЯ СКОРБИ? ЗОНА КУЛЬТУРЫ!

"Галерея на территории психиатрической больницы" (Киев) представляет не только работы художников-аутсайдеров — пациентов и экс-пациентов психиатрических клиник, но и регулярно проводит выставки художников с «большой» земли.

полный текст здесь

ВЕРТИКАЛЬ ЧАСУ

Юрій Косін не просто вміє вибрати вдалий ракурс миті, що запам’ятовується. Фотограф розкриває її багатовимірність. Спробу проникнути в зміст людини-Косіна зробив режисер Артем Сенчило, знявши фільм «Юрій Косін. Архітектор миті».

полный текст здесь

архив арт-обзоров


можна подивитися тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
Этикетки в стиле "модерн"

"Модный дизайн" от Альфонса Мухи
Часть 3


Елена ЛИСОВСКАЯ, Киев.
Сентябрь 26, 2005 г., понедельник.

Великого художника из Мухи не получилось
Это странно, но правда; и весьма поучительно: когда Муха в юности пытался поступить в Пражскую академию изящных искусств, один из профессоров — его фамилия была Льгота — отозвался о юном абитуриенте так: "Абсолютное отсутствие таланта".

Не это ли привело Муху к сделке с рекламным дьяволом, спрашиваете вы? Ах, нет; все не так прямолинейно. Единственно, к чему привел этот отзыв — почти патологические упорство и работоспособность Мухи. Именно Муха создал идеологию рекламы своего времени — где прямым участием, где влиянием имени и таланта. Муха написал несколько пособий по дизайну в стиле ар нуво. Это настоящие пособия для художников-рекламистов. Более того, как вы уже заметили, способ Альфонса Мухи заставить мир вертеться вокруг себя состоял именно в специфическом понимании (и реализации этого понимания) идеи оформления. Тут Муха не был первым. Афиши до него рисовали многие действительно великие художники, но именно Муху помнят как Великого Оформителя.

Да, влияние Мухи мало с чем можно сравнить. Он брал — и берет до сих пор — в плен моментально. Однако новая волна моды пошла в 1980-х. О связи гламура с ар нуво думайте сами.

Реклама, вернее, плакат, как уже говорилось, в те времена была презренным занятием. Художники вступились за нее; но к чему это привело?..

Из сорока восьми лет творческой деятельности Альфонса Мухи десять были посвящены плакату. Небольшой отрезок жизни, с 1895 по 1905 год, сделал знаменитым чешского художника, без имени которого не может быть полной картина мирового модерна, стиля, "изобретенного" под влиянием индустриального прогресса и эстетики символистов.

Культ линии и орнаментов, воцарение растительных, флореальных мотивов, акцент на культурах экзотических стран и переосмысление своих национальных традиций в целенаправленном декорировании быта были характерны для искусства двух последних десятилетий XIX века, вошедших в историю как Belle Epoque. Художники осваивали профессиональное ремесло, создавая утилитарные вещи, а ремесленники поднимались в своих творениях до высот истинного искусства.

Муха ожесточенно следовал своему стилю и каждую работу выполнял со всей отдачей; изысканнейшие изгибы и отточенность линий, проработанность шрифта; гармония цвета; его картинки напоены символическими смыслами, — но что думал этот человек, рисуя мистические картинки для рекламы детского корма "Нестле"?!

Что думал… Альфонс Муха совершенно сознательно — как и множество его современников и идейных сподвижников — поднимал "бытовую графику" — этикетку, визитку, меню, календарь, — на высоту искусства. Это была огромная сознательная жертва (вы еще не вспомнил и тут стихи Гумилёва?..) Как бы ни были… ну, скажем, наивны эти картинки, — какое напряжение духа чувствуется за ними. "Он сходил с ума от символики и поэзии этого мира и с восторгом и тщательностью подмастерья копировал великие образы природы — будь то ворох пьянящих орхидей в руках столичной примадонны или полевые цветы в венке рыжей крестьянки". Не правда ли, чудно сказано?.. Альфонс Муха был великий стилист — и этого никак не отнимешь. Куда бы Гумилёву… и даже Блоку без него?

Муха не стал великим художником. Тут — пример характерного сбоя в истории и судьбе, я не зря там писала про дьявола; никакой логикой не осилишь, почему человек с безупречным чувством композиции и стиля и неиссякаемым запасом жизненной силы, ни разу не давшей сбоя на исключительно узкой тропе весьма специфической стилистики, оказался неизвестен в живописи.

Эта душа вдохнула жизнь в стиль, с которым не справился ни один иной художник — при целом океане подражателей равных последователей у Мухи нет. Муха создал нечто такое, для чего рождаются раз в сто лет. Может, из нынешней моды вырастет нечто сравнимое — в лучших своих проявлениях?..

Модерн увял, уступив место новым направлениям в искусстве. Ар деко и функционализм оказались непримиримыми к своему предшественнику. Обвиненный в слащавости и вульгарности, стиль "прекрасной эпохи", как и творчество одного из главных его идеологов, были надолго забыты.

Но когда начал возрождаться интерес к модерну, вспомнили и творчество чешского мастера. В конце XX века образы его "чаровниц" вновь эксплуатируются, обычно без указания авторства, огромными тиражами в календарях, конвертах, игральных картах и суперобложках женских романов. Эта сомнительная популярность самым негативным образом сказалась на репутации Мухи в мире искусствоведов.

А я между тем повторю: "стиль Мухи" не так прост, как кажется. Редкий композиционный талант, безупречное владение рисунком, умение организовать и собрать плоскость листа, а главное — верное чувство стиля — сделали его недосягаемым для дилетантского копирования.

Справедливым было бы назвать ряд талантливых плакатистов, работавших под влиянием произведений мастера — бельгиец Прива Ливемон, румын Палеолог, французы Поль Бертон, Жан Атш, Анри Тирье, итальянец Эммануэль Орази, поляк Станислав Выспянский. В России прямым подражателем Альфонса Мухи был Сергей Соломко, заимствовавший в своих композициях приемы чешского плакатиста, повторявший позы и ракурсы его моделей.

После 1918 года (провозглашение Чехо-Словацкой Республики) Альфонс Муха работал над эскизами почтовых марок, денежных знаков и государственного герба Чехо-Словакии.

Альфонс Муха скончался 14 июля 1939 года — ровно через 4 месяца после оккупации Чехии и Моравии нацистскими войсками и за 10 дней до своего семидесятидевятилетия. Он держал за руку свою Марию, а перед ним на стене висели эскизы его последних рисунков, но его смерть была отягощена ощущением надвигающейся беды.

Муха стал любимцем повсюду, даже в Японии, где открыли его музей. Наследие художника принадлежит фонду Mucha Trust. Его внук, Джон Муха, привозил работы своего деда на выставки в Россию, а вот до Украины не доехал.

"Торговое Дело" №8-9 2005 г.