анонсы статей

ДЯДЯ ВОЛОДЯ В ВИШНЕВОМ САДУ

Александр Сокуров в своем фильме «Телец» придумали поистине гениальный ход, представив жизнь В.И.Ленина в Горках в виде сцен из усадебной жизни столь любимых Чеховым. Что же получилось в результате?

полный текст здесь

ЖИЗНЬ КАК ЧУДО

В фильме Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо» смеховое начало переполнено трагическими и лирическими интонациями. Да и смеяться там, собственно, не над чем. Реальность, данная в ощущениях одной отдельно взятой семьи, как избушка в сказке, поворачивается к нам все больше задом.

полный текст здесь

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЖИЗНЬ

На фоне все возрастающего количества кинолент, рассказывающих о клонировании жизни, фильм «Генезис» от Клода Нуридсани, Мари Перену, авторов знаменитого «Микрокосмоса» 1996 года, смотрится непривычно.

полный текст здесь

ТРИ СЕСТРЫ И ДВЕ ЖЕНЩИНЫ

Наш корреспондент внимательно изучил репертуар Фестиваля «Київ травневий», и больше всего его заинтересовали два спектакля. Постановка "К трем сестрам" по пьесе Чехова немецкого театра «Простая сцена»и пьеса "Шелк" литовского музыкального театра "Пилис".

полный текст здесь

«ВЕСЬ ЭТОТ МАСКЕРАД…» 2

О Лермонтове предпочитают говорить либо как о «гиганте поэзии», «наследнике Пушкина», либо как о несносном и циничном мальчишке. В последнем случае ему припоминают даже погибших в бабушкином имении от его руки кур. Я предлагаю компромисс...

полный текст здесь

"КРОК ДО САМИХ СЕБЕ..."

Моновистав "Палімпсест" (за віршами та листами Василя Стуса) вже рік. Прем’єри відбулися в Києві, Львові, Торонто. Дуже багато людей було саме на показах в останніх двох містах.

полный текст здесь

ИДЕЯ НЕИГРОВОГО КИНО

"Неигровые" фильмы Виталия Манского "Частные хроники" и "Бродвей. Черное море" можно назвать "аллегорическим". Игра актера уже не мешает режиссеру проводить свою линию. Высказывать свои идеи, выражать свою позицию.

полный текст здесь

ПІД МАСКОЮ ЛЕГКОГО ЖАНРУ

Нові чеські кінематографісти охоче використовують уявлення глядачів про чеське кіно як про добру розвагу в якості маски для того, щоб мати можливість поговорити на серйозні теми.

полный текст здесь

"ВЕСЬ ЭТОТ МАСКЕРАД…"

Из всех существующих на сегодняшний день подходов к трактовке «Маскарада» — мелодрама, романтическая или социальная трагедия, психологическая драма, символистская пьеса — постановщики выбрали последний.
полный текст здесь

ВЛАД ЦЕПЕШ ПО ПРОЗВИЩУ "ДРАКУЛА"
Литература, кино и исторические реалии

Представляете — вампир-номер-один не пил крови! Так или иначе, и каким абсурдным не показалось бы подобное утверждение, но исторический Дракула действительно крови не пил. Увы, доминирует презумпция невиновности.

полный текст здесь

ОТЕЦ И СЫН, ИЛИ ВСЕ ЕГО СЫНОВЬЯ

27 марта 2005 года на сцене Национального академического театра русской драмы им.Леси Украинки состоялась премьера — «Количество. Все его сыновья», по пьесе английского драматурга Кэрил Черчилл.

полный текст здесь

ВЕРТИКАЛЬ ЧАСУ

Юрій Косін не просто вміє вибрати вдалий ракурс миті, що запам’ятовується. Фотограф розкриває її багатовимірність. Спробу проникнути в зміст людини-Косіна зробив режисер Артем Сенчило, знявши фільм «Юрій Косін. Архітектор миті».

полный текст здесь

ПРАВО НА ПРАВО

C 29 марта по 3 апреля в Киеве прошел второй международный фестиваль «Дни документального кино о правах человека «Украинский контекст».
полный текст здесь

архив статей о кино и театре

можна подивитися тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
Made in Bavaria

Полина АКУЛОВА, Ксения ВЛАДИМИРОВА.
Май 02, 2005 г., понедельник.

Все киевляне, интересующиеся немецким кино, в конце апреля могли наведаться в кинотеатр «Кинопанорама» на Фестиваль «Візії та імпровізації. Кіно і джаз «Made in Bavaria». Как понятно из названия, в украинском прокате шло только баварское кино, в истории которого были такие крупные явления, как «Молодое немецкое кино» (Гауфф, Герцог, Клюге, Райтц и др.) и «Новое немецкое кино» (Фасбиндер, Вендерс).


Фильм "Софи Шоль: последние дни", режиссер Марк Ротемунд.
Звездой программы Баварского фестиваля стал режиссер Марк Ротемунд. Он представил два фильма: во-первых, киноленту «Софи Шоль: последние дни», которая была премирована на Берлинале 2005 за лучшую режиссерскую работу и за лучшую женскую роль (актриса Юлия Йенч, сыгравшая Софи), а во-вторых, фильм «Надежда умирает последней» (2001) — рассказ о женщине-полицейском. Помимо еще трех взрослых кинолент («Горный хрусталь» (2004, Йозеф Вильсмаер), «Далекие огни» (2003, режиссер Ганс-Кристиан Шмид), «Летняя буря» (2004, Марко Кройцпейнтер)) в Киеве были показаны два детских фильма («Маленькая волшебница и тайна ночных птиц» (2004, режиссер Франциска Бух), «Самс в безопасности» (2003, Бэн Вербонг)), а также Оскароносец 2004 — документальная лента «История верблюда, который плачет» (2003, Луиджи Фаломи).

Практически вся команда «Софи Шоль», за исключением главной героини, которую в Германии задержали репетиции, приехала в Киев. Это режиссер Марк Ротемунд, писатель и сценарист Фред Брайнерсдорфер, актер Гельд Александер. К созданию фильма они подошли более чем скрупулезно: были обработаны многочисленные архивные материалы и издана внушительных размеров документальная книга-исследование.


Фильм "Софи Шоль: последние дни", режиссер Марк Ротемунд.
Действие киноленты разворачивается в Мюнхене в феврале 1943 года. Основатели антифашистской группы «Белая роза» — еще совсем молодые брат и сестра, Ганс и Софи Шоль, — задумали провести акцию, которая, по их замыслу, «взорвет все студенчество». Акция довольно простая и опасная — расклеить антигитлеровские листовки в Мюнхенском университете (в историю эти листовки вошли под названием Манифест Мюнхенских студентов). Им удается удачно завершить задуманное, но когда все, казалось бы, позади, молодых людей опознает один из профессоров и немедленно арестовывает гестапо.

Далее события развиваются быстро и прогнозируемо: за несколько дней обоим Шоль выносят приговор, устраивают юридическую буффонаду в виде суда и приговаривают к смертной казни.

Как ни старались авторы снять ореол героичности над героиней, показав бытовые мелочи гитлеровской Германии, сведя к минимуму свастику и атрибуты государственности, полностью избавиться от пафосности и картинности им не получилось.

Основная идея в фильме есть — она подчеркнута и с удовольствием преподнесена зрителю. Это идея свободы, права, и даже правового демократичного общества. Герои фильма мирным путем отстаивают право иметь собственное мнение, право голоса, право на свободное волеизъявление, право быть аполитичным, право выступать против уничтожения евреев и зверств немецких солдат на оккупированной территории и наконец право рожать не «детей Гитлера», а своих детей. «Софи Шоль» логичнее сравнивать не с советскими эпосами о Зое Космодемьянской и «Молодой Гвардии», а с кинолентами о советских правозащитниках-дисседентах.


Фильм "Софи Шоль: последние дни", режиссер Марк Ротемунд.
Фильм прозводит сильное впечатление. Но конечно, не довольно искусственно разыгранной авторами фильма дуэлью между хрупкой, но борющейся за правое дело девушкой Софи и эссесовцем, за которым стоит военная мощь полицейского государства, эдаким идеологическим «противостоянием» демократических идей и политики деспотов. Не особо трогает за душу судебный спектакль, на котором судья с интонациями Гитлера вдохновенно и агрессивно сыплет ругательствами «паразиты на теле народном», «иждивенцы» и т.д. Героика идеологии и шоу служителей Фемиды узнаваемы. Впечатляет в фильме другое — это стремительный переход между домашней жизнью студентки, все-таки чуть-чуть играющих в бунтарей, и криком женщины, которая поняла — до холодной рези в животе, — что ее жизнь кончилась. Впечатляет человеческая трагедия.

Характер Софи Шоль получился противоречивым. И дело тут не в актрисе — Юлии Йенч — она великолепна, дело в том, что образ женщины-гражданки распадается на две автономные и искусственно соединенные половинки — женщину и гражданина своей страны. Складывается впечатление, что все политическо-моралистические монологи Софи произносит не ради Германии, не с целью убедить, а с единственным намерением — разделить участь со своим братом. Она относится к нему, как старшая очень любящая сестра, — покровительственно и нежно. И мотивы ее поступков — любовь не к человечеству, а к родному человеку. И если бы создатели фильма на этом остановились, и рассказали бы нам о любящей мужественной женщине, для которой, как у И.Бродского: «свобода — это когда забываешь отчество у тирана...», все было бы очень правдиво и просто. Но режиссеру, кажется, мало было человека, нужен был идеолог, знаковая личность и гражданская позиция. В этом-то и трудность всех попыток рассказать о большом человеке — и не часто получается создать цельный, жизнеспособный, не-ходульный образ.


Фильм «Горный хрусталь», режиссер Йозеф Вильсмаер.
Отснятый в 2004 году фильм режиссера Йозефа Вильсмаера под романтическим названием «Горный хрусталь» представляет собой рождественскую сказку, переносящую нас из рациональной обыденности в мир добрых чувств, любви и взаимопонимания.

Семья — родители и двое детей — на рождественские каникулы приезжает в маленький горный городок в гости к знакомому священнику. Из-за сошедшей с гор лавины в городке гаснет свет. Все расходятся по домам, наши герои идут в дом ксендза, который предлагает выпить им настойки, приготовленные собственноручно. У разомлевших гостей и хозяина развязались языки, завязалась беседа, и слово за слово, кто-то спросил о кристалле горного хрусталя, лежащего на подоконнике. Тогда священник в таинственном полумраке при свечах рассказал историю, переданную ему его отцом. На удивленный вопрос: «С каких это пор католические священники могут иметь детей?», веселый ксендз парировал, имея в виду себя: «А с каких это пор католические священники могут гнать водку?»

История случилась в том самом городке очень давно, когда священником здесь был деда нашего ксендза. Некий сапожник взял в жены девушку из соседней деревни. Молодую жену никто не признал на новом месте, потому что городок этот и соседняя деревня испокон веков враждовали: деревенька была богатой, а городок, где жил сапожник, — бедным. Так продолжалось долгие годы, и уже взрослеющие дети привыкли к постоянным упрекам и нелюбви соседей. Когда жизнь становится нестерпимой, ведь даже на кусок хлеба не хватает (ведь никто не нес сапожнику на починку своих башмаков, никто не делал ему заказов на пошив новых), женщина решает вместе с детьми уйти к родителям. Но выходит иначе — дети остаются с отцом и пешком через горы ходят проведать маму.


Фильм «Горный хрусталь», режиссер Йозеф Вильсмаер.
В какой-то из таких переходов старший брат рассказывает сестре о древней легенде. Будто бы в горах духи хранят кристалл горного хрусталя, добыв который, можно воссоединить расставшихся не по своей воле родителей. Но при этом, говорило предание, дети, нашедшие хрусталь, должны умереть.

И вот в один из солнечных предрождественских деньков, когда было тепло и сухо, дети после долгих уговоров отпросились у отца и отправились в путь, чтобы навестить маму и дедушку с бабушкой. Добрались они благополучно, но на обратном пути их настигла непогода: начал падать снег и поднялся ветер. Конечно, брат с сестрой заблудились и сутки блуждали по снежным горам в поисках дороги домой. В одной из пещер, где они спрятались от непогоды, и был найден тот самый кристалл хрусталя. Силы иссякли, еды не осталось — сон дарил тепло и успокоение. И в это время, когда дети стояли на краю гибели, их нашли родители с жителями враждующих селений, вызвавшихся помочь им в поисках: на слепящем зимнем солнце кристалл дал отблеск — так были найдены почти замершие в снежной пустыне дети. В благодарность Богу и в честь великого праздника Рождества и примирения все становятся на колени и молятся.

Позволим себе прагматичное заключение в стиле «цифры и только цифры». Вопрос цифр подразумевается всякий раз, когда ведется разговор о таком дорогостоящем искусстве как кино: а сколько выделяется в немецкой земле Бавария на него денег? Присутствовавшие на открытии Фестиваля представители Баварского фонда кино и телевидения ответили: «Много. Основанный в 1981 году Баварский фонд поддержки кинематографа ежегодно вкладывает в кино- и телепроекты около 26 млн. евро». Это минимум раза в три больше, нежели бюджет Министерства культуры нашей страны на «Створення і розповсюдження національних фільмів», напомним, он составляет 49.25 млн.грн. Впрочем, уточним и то, что членом Баварского фонда является не только свободное государство Бавария, но и общественные организации и частные телекомпании.

Благодарим Баварский фонд кино и телевидения за фотографии.