анонсы статей

ДЯДЯ ВОЛОДЯ В ВИШНЕВОМ САДУ

Александр Сокуров в своем фильме «Телец» придумали поистине гениальный ход, представив жизнь В.И.Ленина в Горках в виде сцен из усадебной жизни столь любимых Чеховым. Что же получилось в результате?

полный текст здесь

ЖИЗНЬ КАК ЧУДО

В фильме Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо» смеховое начало переполнено трагическими и лирическими интонациями. Да и смеяться там, собственно, не над чем. Реальность, данная в ощущениях одной отдельно взятой семьи, как избушка в сказке, поворачивается к нам все больше задом.

полный текст здесь

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЖИЗНЬ

На фоне все возрастающего количества кинолент, рассказывающих о клонировании жизни, фильм «Генезис» от Клода Нуридсани, Мари Перену, авторов знаменитого «Микрокосмоса» 1996 года, смотрится непривычно.

полный текст здесь

«ВЕСЬ ЭТОТ МАСКЕРАД…» 3

В «Маскараде» перед нами открывается не драма ревности и не драма Судьбы, не драма лишнего или странного человека, это драма бесовщины, со всей ее гротескностью, буффонадностью, которые в полной мере передали уже только Достоевский, Сологуб, Андрей Белый.

полный текст здесь

ТРИ СЕСТРЫ И ДВЕ ЖЕНЩИНЫ

Наш корреспондент внимательно изучил репертуар Фестиваля «Київ травневий», и больше всего его заинтересовали два спектакля. Постановка "К трем сестрам" по пьесе Чехова немецкого театра «Простая сцена»и пьеса "Шелк" литовского музыкального театра "Пилис".

полный текст здесь

«ВЕСЬ ЭТОТ МАСКЕРАД…» 2

О Лермонтове предпочитают говорить либо как о «гиганте поэзии», «наследнике Пушкина», либо как о несносном и циничном мальчишке. В последнем случае ему припоминают даже погибших в бабушкином имении от его руки кур. Я предлагаю компромисс...

полный текст здесь

"КРОК ДО САМИХ СЕБЕ..."

Моновистав "Палімпсест" (за віршами та листами Василя Стуса) вже рік. Прем’єри відбулися в Києві, Львові, Торонто. Дуже багато людей було саме на показах в останніх двох містах.

полный текст здесь

MADE IN BAVARIA

Все киевляне, интересующиеся немецким кино, в конце апреля могли наведаться в кинотеатр «Кинопанорама» на Фестиваль «Візії та імпровізації. Кіно і джаз «Made in Bavaria». Главным событием Фестиваля был фильм "Софи Шоль: последние дни".

полный текст здесь

ПІД МАСКОЮ ЛЕГКОГО ЖАНРУ

Нові чеські кінематографісти охоче використовують уявлення глядачів про чеське кіно як про добру розвагу в якості маски для того, щоб мати можливість поговорити на серйозні теми.

полный текст здесь

"ВЕСЬ ЭТОТ МАСКЕРАД…"

Из всех существующих на сегодняшний день подходов к трактовке «Маскарада» — мелодрама, романтическая или социальная трагедия, психологическая драма, символистская пьеса — постановщики выбрали последний.
полный текст здесь

ВЛАД ЦЕПЕШ ПО ПРОЗВИЩУ "ДРАКУЛА"
Литература, кино и исторические реалии

Представляете — вампир-номер-один не пил крови! Так или иначе, и каким абсурдным не показалось бы подобное утверждение, но исторический Дракула действительно крови не пил. Увы, доминирует презумпция невиновности.

полный текст здесь

ОТЕЦ И СЫН, ИЛИ ВСЕ ЕГО СЫНОВЬЯ

27 марта 2005 года на сцене Национального академического театра русской драмы им.Леси Украинки состоялась премьера — «Количество. Все его сыновья», по пьесе английского драматурга Кэрил Черчилл.

полный текст здесь

ВЕРТИКАЛЬ ЧАСУ

Юрій Косін не просто вміє вибрати вдалий ракурс миті, що запам’ятовується. Фотограф розкриває її багатовимірність. Спробу проникнути в зміст людини-Косіна зробив режисер Артем Сенчило, знявши фільм «Юрій Косін. Архітектор миті».

полный текст здесь

ПРАВО НА ПРАВО

C 29 марта по 3 апреля в Киеве прошел второй международный фестиваль «Дни документального кино о правах человека «Украинский контекст».
полный текст здесь

архив статей о кино и театре

можна подивитися тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
Идея неигрового кино

Ксения ВЛАДИМИРОВА, Киев.
Май 09, 2005 г., понедельник.

"Неигровые" фильмы Виталия Манского "Частные хроники" и "Бродвей. Черное море" можно назвать "аллегорическим". Игра актера уже не мешает режиссеру проводить свою линию. Высказывать свои идеи, выражать свою позицию. В «Частных хрониках» (1999) этому идеально служит бесплотный голос за кадром, интонационно окрашивая эмоциями абстрактные фразы вроде «серая советская интеллигенция», «конец советской эпохи» и т.п. и т.д. Текст уже звучит не как цитата из публицистической статьи, а воспринимается как исповедь. Исповедь «героя нашего времени». Произносим «нашего» — подразумеваем ушедшего «советского».


Виталий Манский на Фестивале "Контакт", в центре. Киев, апрель 2005 г. http://www.molodist.com
Многие из нас смотрели пленки эпохи любительского немного кино ХХ века. Прыгающие кадры, пожалуй, могут что-то концептуальное рассказать только самим ностальгирующим участникам событий. Для непричастного зрителя это довольно невыразительное и невразумительное кино, сотканное из отдельных, порой забавных эпизодиков: кто-то вышел на дорожку, помахал ручкой... побежали, скачок камеры... мельтешение — как жаль, уже все. Из такого отрывочного видео Виталий Манский сконструировал трактат-исповедь, посвященный анатомии советского общества. Полтора часа кино — это лишь верхушка огромного айсберга собранного материала — сотни и сотни метров любительского видео, архив черновых материалов уже сейчас задействован в работе многими кинокомпаниями.

Первый день «Хроники» приходится на 11 апреля 1961 года — в этот день обычный советский малыш был запущен в открытый космос жизни.

«Папа всю жизнь не мог простить маме, что она одного дня не дотянула до полета человека в космос... Не знаю, о чем думали мои родители, рожая меня, но путь от роддома до нашего дома мы прошли пешком, так как даже на такси денег у них не было... Папа с мамой расстались не потому, что мама перестала привлекать отца как женщина, а на идейной почве. Мама, переборов себя, сделала отчаянный шаг к примирению — купила пластинку песен Окуджавы в исполнении Кобзона. Папа сказал, что он слушать это не будет, так как песни Окуджавы может исполнять только сам автор... Советские праздники любили все, даже те, кто не любил советской власти...» и т.п., и т.д. В такой манере — полуанекдота, полуновостной публицистики — написан весь монолог героя, и завершается он трагичным аккордом: «И вот когда я почти сформировался как советский интеллигент, советской власти не стало... я почувствовал опустошение... я уже умер, впрочем, кто-то утверждает, что видел меня...» Моменты искренности сквозь ироничную риторику пробиваются, лишь когда заходит рассказ о смерти и любви. «Бабушка была крещеная, но ее не отпевали — не решились».

От фильма под названием «Частные хроники» ожидаешь рассказа о частной жизни человека, даже если это человек советский. Ожидания не оправдались, мне озвучили статью о homo soveticus, у которого личной жизни как таковой нет, личное и общественное давно срослось, как сиамские близнецы. Возможно, кто-то скажет, что так оно и было: дескать, жернов тоталитарного государства перемалывал личную жизнь. Но думается мне, что дело не в жернове и не в ярме, а в позиции создателей фильма: проиллюстрировать кадрами любительской хроники определенный комплекс идей. И это сделать удалось, талантливо, весело, так, что зритель идею лопает и не замечает, что он уже на крючке.


Фильм "Частные хроники. Монолог". http://www.zhovten-kino.
kiev.ua/index.php

Что ж, возможно, частную хронику не о homo, а о человеке, родившемся в 1961 году, мы посмотрим когда-то в другой раз...

«В Крыму человек советский становился человеком отдыхающим. Он ел, пил, купался, занимался любовью, справлял нужду...» Это Крым «Частных хроник». Крым постсоветского времени уже называется «Бродвей. Черное море» (2002).

Название фильма построено на культурной антиномии. Черное море — воплощение поэтической романтической мечты о свободе: «свободная стихия» блещет гордою красой, это «души предел желанный!» (А.Пушкин). «Бродвеи» же — народное ироничное название комплекса торговых и увеселительных мелких точек вокруг более крупной точки, например, супермаркета.

Главные герои киноленты — это сезонные звезды летней индустрии развлечений, промышляющие на одном из пляжей полуострова. Фотограф с обезьянкой Филей, хозяин аттракциона «Силомер» и шашлычник. Отдыхающие граждане, для которых все эти шоу и затеяны, выступают единым фронтом, общей массой из тел — по большей части с жировыми отложениями и целлюлитом в области живота и бедер. И к сожалению, нет в этом телесном изобилии раблезианского удовольствия и наслаждения жизнью, на этом фронте — тоска по красивому гибкому телу.

Крымский Бродвей фильма точен до мелочей. Пластиковые однаразовые бутылки многоразового использования, крикливые караоке, раздевалки а-ля туалеты на пляже, восточные «сладости», засиженные мухами, кассетная попса, несущаяся из окон полуразвалившегося авто, и т.д., и т.п. Все эти курортные «прелести» отсняты смиренно и отстраненно — так мерно и спокойно пережевывает жвачку верблюд, иногда флегматично и без эмоций сплевывая накопившуюся слюну.

В отличие от «Частных хроник», голос за кадром на «Бродвее» бессильно умолк, остались одни бессловесные наблюдатели — любимые фотомодели и «кормильцы» крымского Бродвея — верблюд и обезьянка. F они по природе своей безмолвны.

Квинтэссенция символизма киноленты — съемка родов в воде. Представляется, что эпизод с родами — не что иное как художественный поэтический жест. Море все-таки — колыбель жизни, а из пены морской родилась богиня любви и красоты Афродита. Эта Боттичелевская фреска смотрится неубедительно в палаточном городке и больше напоминает репродукцию плохого качества в одной из хибарок недалеко от пляжа или вдруг возникшее лирическое отступление в ряду натуралистических зарисовок. Впрочем, оптимизма эта сцена фильму добавляет.

В заключение: ретроспективный показ фильмов Виталия Манского был включен в программу Первого международного фестиваля неигрового кино Contact, который проходил в конце апреля в Киеве. На Фестивале россиийский режиссер присутствовал лично и входил в состав жюри.