анонсы статей

ПОСЛЕВКУСИЕ "ЦИКУТЫ" АЛЕКСАНДРА ШАПИРО…

Если Вы не любите философий, умствований, сцепленных в одном речевом потоке фраз вроде "философские оппозиции" и "мутить одному или совместно", то конфетка-завлекаловка — наркота и матершинность — не помогут.

полный текст здесь

КИЕВСКИЕ ГРАФФИТИ

А каким бы был "Путеводитель" Александра Шапиро, сними Сергей Параджанов в 1965 году свои "Киевские фрески"? И появился бы шапировский проект вообще?

полный текст здесь

"ТБИЛИСИ, ТБИЛИСИ"

Картина является участником Международного кинофестиваля в Каннах в 2005 году.

Герой картины Дато снимает фильм о Тбилиси, рассказывая о представителях самых незащищенных слоев общества, для которых лучший выход — смириться со своим на жалким существованием.

полный текст здесь

IRRATIONAL PIC

О, этот загадочный финал "Pi"! Мы вопросительно таращимся в экран, а Дарен Аранофски устами китайского младенца восклицает напоследок: "I've got it! What' the answer?", подначивая нас разгадать загадку…

полный текст здесь

КАССОВАЯ "ДУРА"

О многом я могла задуматься после просмотра фильма "Дура". Но, к сожалению, из этой картины второго "Человека дождя" не вышло. А что вышло? Пожалуй, вышел очередной кассовый movie. Фильм, который завтра забудут.

полный текст здесь

КИНО НЕ ДЛЯ КИНОЛОГОВ

Главная идея фильма "Любовь к собакам обязательна" правильная и психологически верная: после сорока жизнь только начинается, как говорила оказавшаяся почти в такой же ситуации героиня советского блокбастера "Москва слезам не верит".

полный текст здесь

ЧЕЛОВЕЧНОСТИ — ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ

Определенно, фильм "Билет на поезд" — детище 11 сентября в Нью-Йорке. И это несмотря на комичных ситуаций, романтические полеты фантазии, колоритных отвязных хлопцев-шотландцев, без стеснения "порющих", что в голову взбредет.

полный текст здесь

А ДЕВУШКИ СОЗРЕЛИ

Одна из особенностей, выделяющая "Мое лето любви" среди ей подобных картин о любви, заключается в том, что чувство возникает между двумя девушками.

полный текст здесь

"ДОРОГАЯ ВЕНДИ"

Пока не объявилась настоящая Венди, я до последнего момента думала, что в "Дорогой Венди" Томаса Винтерберга нас ожидает романтический рассказ о первой любви двух подростков.

полный текст здесь

ЧЕКАННЯ, ТРИВАЛІСТЮ У ВІЧНІСТЬ

Своє бачення п'єси "Чекаючи на Годо" С.Беккета продемонстрували нещодавно литовський режисер Лінас Зайкаускас і театральна трупа "Ательє 16" (у двох варіантах — чоловічому та жіночому).

полный текст здесь

архив статей о кино и театре

можна подивитися тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
Абсурд и "Пустота" Винченцо Натали

Татьяна КОЛОМЕЙЦЕВА, Екатеринбург.
Ноябрь 28, 2005 г., понедельник.

Удел человека — весь мир,
и он единственный его хозяин.
А.Камю.


Хочешь, чтобы враждебный мир в одну прекрасную секунду исчез? Чтобы повседневная рутина больше не утомляла? Чтобы люди перестали надоедать? Щелкни пальцами — и все вокруг перестанет существовать. Кто об этом не мечтал? Такое желание появилось у людей не вчера — можно привести много примеров, начиная со знаменитой страшной фразы "Нет человека — нет проблемы" и заканчивая милым мальчиком из фильма "Один дома", которому однажды вечером надоела его семейка, а наутро обнаружилось, что дом пуст. Герои фильма канадского режиссера Винченцо Натали Дэйв и Эндрю нашли замечательный способ справиться с трудностями — нужно просто возненавидеть их. Очень-очень сильно возненавидеть. И они исчезнут. Невероятно удобно, не правда ли?

Можно было бы жить очень легко, владея таким секретом. Опаздываешь на работу, застряв в пробке, — раз, и улица свободна. Завидно, что у коллеги новая квартира, — ой, а квартиры-то больше нет! Пожалуй, Дэйв и Эндрю могли бы хорошо устроиться в этой жизни. Но беда в том, что они всегда были неудачниками. Даже подружились они потому, что вдвоем легче отбиваться от издевательств одноклассников. Бедняги не рассчитали свои силы — и от мира остался только их домик, окруженный клочком лужайки, и любимое домашнее животное — черепаха. А вокруг — пустота, абсолютно белое пространство, "nothing" (так звучит оригинальное название фильма), ничего, ни одной вещи. И как ни жутковаты черные дыры, которыми пугают нас ученые, эта совершенная белизна-без-конца-и-без-края страшит еще больше.

Хотя, может, одна только пустота и существует на свете? Что, если мир — просто иллюзия, которую не так уж и сложно разоблачить? Что делать, когда все маски, которые носит реальность, сорваны, и ты остался один на один с вечностью?

Как и главные герои фильма, эти вопросы задавал себе до умопомрачения XX век. Заболев постмодерном, мир искал обезболивающее. Одной из попыток найти его стал экзистенциализм, причем попыткой вполне действенной. Может, мы сможем найти лекарство и для Дэйва и Эндрю, если попробуем высветить сквозь призму абсурда ту ситуацию, в которой они оказались?

Ж.П.Сартр в своей работе "Экзистенциализм — это гуманизм" писал, что все символы, знамения мы истолковываем сами по нашему усмотрению. Поэтому в мире "нет знамений" Прекрасно помня об этом, мы все же примем двух героев "Пустоты" как символы и объясним их смысл с точки зрения экзистенциализма.

Итак, перед нами два парня. Один очень умный. Во всем видит закономерности, рассуждает очень логично, ни на минуту не выходя из сферы, контролируемой мыслью. Даже во время обычной школьной экскурсии умудряется сделать глобальные выводы. Другой — не так смышлен. Он весь во власти порывов. Захотел — бросил друга и ушел жить к девушке. Захотел — вернулся. Причем все свои поступки он объясняет, ссылаясь на эмоции: "Ну я же люблю ее!", или "Как ты мог подумать, что я тебя забуду, ты же мой друг!" Напрашивается аналогия, что умник и простак — это символы разума и чувств, их сложных взаимоотношений "внутри" людей.

Выходит, Разум и Чувства объединились, чтобы лучше справляться с проблемами, которые обрушиваются на человека. Действуя вместе, они все же не теряют индивидуальности. Каждый из них "зарабатывает" по-своему: Разум — не выходя из своего "дома", то есть тела, а Чувствам приходится бывать на публике. Интересно, что дом двух героев — это что-то невыразимо захламленное — аналогия с телом современного человека, у которого со здоровьем отнюдь не все в порядке (сколько в нашем организме шлаков — "вещественных" и "духовных"…). Однако определенный каркас у этого дома все же есть: вход, лестница, комнаты — так и у нашего тела есть определенные органы, четкий внешний вид.

Покинуть дом — зажить собственной жизнью — Чувства захотели, когда проснулась любовь. Если человек влюбляется, ему хочется нарушать старые правила, кажется, что душа рвется ввысь, стремясь оставить бренный мир. Но порознь и Разум, и Чувства успевают натворить бед. И если раньше окружающий мир был не так уж и дружелюбен (например, шумное соседство домика с автострадой, предательство любимой девушки), то теперь он доходит до точки, за которой жизни в привычном смысле слова нет. Как назвать ту ситуацию, когда твой дом сносят (приблизительно тому, когда человеку говорят: "Вы смертельно больны"), когда обвиняют в хищениях в особо крупных размерах, домогательствах малолетних (приблизительно соответствует констатации безумия)?

Оказавшись в таком положении, человек видит, что мир не подчиняется законам справедливости. И даже законам адекватности. И тем более терпимости. Мир вообще не подчиняется никаким законам. Мир теперь уже нельзя объяснить. Он просто теряет смысл, становится Пустотой. Остается только человек, его тело, разум и чувства (дом, Дэйв и Эндрю).

Но как же дальше прикажете жить, когда рациональность окружающего мира обернулась нулем, nothing-ом? Конечно, все-таки можно попытаться найти утраченный путь к логике, к привычному. И два героя так и поступают. Они бредут по "белизне", оставляя за собой "нить Ариадны" из мусора. Но, увы, ничего не находят, возвращаются домой. Все, у этого мира смысла точно нет. Экзистенциональный абсурд предстает во всей красе.

Что теперь делать? А.Камю в книге "Миф о Сизифе. Эссе об абсурде" говорит, что человек волен уйти в религию, покончить с собой, — совершить "прыжок", то есть обрести надежду на то, что все ответы могут быть найдены, убежать от абсурда. Но он в силах выбрать и другой путь — гораздо более сложный — "принять все, как есть", "ясно видеть" свою жизнь, не загораживать абсурд никакой ширмой. Герои "Пустоты" сначала выбрали первый вариант: они стерли из памяти все, что мешало им жить. И сделав это, они совершили "прыжок" в буквальном смысле — один из героев оттолкнулся от упругой, как батут, пустоты, и весело прыгал, повторяя: "Я больше не боюсь (то есть он забыл свой страх, — прим. автора), и это выходит само собой".

Вместо того чтобы прямо взглянуть абсурду в глаза, Разум и Чувства начали играть в новую игру. Разум захотел проверить Чувства, так ли они к нему привязаны, и разыграл свою смерть. Выяснилось, что Чувства не так уж искренни — и какой с них спрос, ведь здесь балом правят эмоции: сегодня люблю, завтра нет. Начинается настоящая война между двумя героями. Иллюзии совсем не приносят облегчения, как показалось Дэйву и Эндрю сначала. В итоге, герои разрушили, возненавидев, свой дом, самих себя — остались только головы. То, что они оставляют свое тело, возможно, не следует воспринимать как буквальный уход из жизни. Может быть, это лишь символ того, что перед лицом абсурда человек перестает абсолютизировать свое тело, концентрируясь на проблемах, которые "вне телесны".

Но возненавидеть друг друга по-настоящему выше их сил. Когда они это понимают, то вновь становятся друзьями. Пусть единственное, что у них осталось — это перемещаться в пустоте (жуткое зрелище — головы отталкиваются шеями от чего-то белого и скачут вперед). Ответ на вопрос: "Что мы теперь будем делать?" — кажется им очевидным: просто идти по этому миру, смысла которого не существует, и оставлять разум ясным, а чувства — восприимчивыми, несмотря на то, что многое потеряно в этой борьбе за право узнать простоту абсурда.

Камю писал: "Все хорошо, все дозволено, и нечего ненавидеть — все это постулаты абсурда". Теперь это можно сказать и о Дэйве, и о Эндрю. Вокруг — пустота. Разум и Чувства в согласии исследуют этот мир, принимая его таким, какой он есть. Сейчас для них важно (вспомним Камю) не качество (плохие/хорошие воспоминания), а количество (количество тем, затронутых в разговоре, количество скачков, которыми они меряют пространство). Теперь герои — не просто Боги, капризно заставляющие вещи исчезать. Теперь они — хозяева мира, хозяева себя. Правда, герои теперь утратили свой привычный облик, и не в состоянии жить как все. Но Камю писал: "Индивид не может всего, но способен на все". Они обрели свободу, отказавшись от очень многого. Их больше не сковывают старые рамки. У мира вообще исчезли всякие рамки.

Человек в "Пустоте" (Разум + Чувства) становится человеком абсурда. Режиссер показывает только начало его пути в этом новом качестве — разговоры, то есть "вылепление" чего-то из пустоты, творчество. В "Эссе об абсурде" можно прочесть": "Долг творца — разукрасить пустоту: знать, что твое творение будет уничтожено, но в глубине души быть уверенным, что значения в этом не меньше, чем в строительстве на века". И беседа, на наш взгляд, является самым абсурдным из всех способов творчества: будучи произнесенными, слова исчезают навсегда, герои даже не способны их написать, чтобы оставить "на века" — но все равно продолжают обмениваться фразами.

Можно возразить — ведь в финале герои все же совершают прыжки — скачут по пустоте — как быть с этим? Но ведь творчество невозможно без попытки очароваться, без небольшого прыжка. Камю утверждал: "Творчество вновь прислушивается к неясному зову души и к оставленной навсегда надежде. Или же творчество глохнет навечно". Настоящий творец способен не зацикливаться на своем аскетизме, он способен видеть все стороны жизни. Но он в силах признаться себе, что как ни прекрасны мечты, миром правит абсурд.

Таким образом, фильм "Пустота" можно истолковать с точки зрения абсурда. Но это может означать и то, что просто автору этой статьи очень хотелось проследить в фильме эстетику экзистенциализма. Иллюстрацией этого может служить и другое толкование:

Герой-Разум — это олицетворение века XIX-ого, века детерминированности и рассудочности. Чтобы проверить отношение к нему Чувств, он притворяется мертвым. Разум отрицает сам себя — это ли не эпоха постмодерна. Возможно, сейчас разум только притворяется ушедшим из реальности, проверяя нас? А разрыв чувств и разума в фильме и трагический исход для обоих героев — не прогноз ли это для нашего века? Если так, то нам следует задуматься над такой перспективой.

Конечно, возможны еще интерпретации — десятки, сотни. Произведение искусства не может быть однозначным ни в чем. По словам А.Камю, "играя, мышление отворяет мифы". Винченцо Натали создал очередной миф. И мы свободны выбирать, как его истолковывать. Впрочем, мы же несем и ответственность за свои толкования.