анонсы статей

ЗАГРИММИРОВАННЫЕ СКАЗКИ

Скучно и грустно смотреть на приключения и братьев-сказочников, и вурдалаков, их пугающих. И если принято говорить, "сказка — ложь, но в ней…" мудрость народная, то сказочном фильме "Братья Гримм" неправды много, а вот удачных идей недобор.

полный текст здесь

TABULA RASA СЕРФЕРА ИЗ НИЦЦЫ

"Брис Великолепный" — это даже и не фильм вовсе, а сценарий молодежной тусовки-party на Лазурном берегу. Это набор не слишком удачных музыкальных сценок, связанных характерными ди-джейскими подергиваниями всех конечностей.

полный текст здесь

НАДО БОЛЬШЕ СПАТЬ…

Фильм "Бессонница" Кристофера Нолана создан для любителей спокойно посмотреть простую детективную историю, приправленную легким налетом размышлений и морали, с хорошими актерами и красивыми съемками в живописных уголках нашей планеты.

полный текст здесь

ЧОРНА ДРАМА
"Роберто Зукко" — остання п'єса Бернара Марі Кольтес, Режисер Дмитро Богомазов.

Абсолютно зелені актори не грають людей, вони — маски. Їм, цим маскам, страшно й погано жити у світі, на цій чорній-чорній сцені. Вони говорять в зал, відчужено, надривно, і тому не чують одне одного. А вихід для кожного є — така собі майже бажана чорнота небуття.

полный текст здесь

BILLBOARD КАК ЗЕРКАЛО СЕКСУАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Пять новелл "Сексуальной зависимости" — добротное и всестороннее исследование сексуального. При такой насыщенности собственно интимные сцены выполнены лирично и музыкально, никакого порно.

полный текст здесь

ШЕКСПИР ПОД МУЗЫКУ ХИП-ХОПА

Римейк, драки, хотя и восточные, — лично я не особо жалую такие кинопроекты. Но вот парадокс — "Ромео должен умереть", выполненный именно в таком стиле, понравился. Есть в фильме мягкое очарование, и причина тому — невысокий китайский Ромео — Джет Ли — с обворожительной улыбкой.

полный текст здесь

ALL THAT JAZZ

Прошло уже три года со времени появления "Чикаго", а этот голливудский мьюзикл смотрится все также "на ура". Почему? Да потому что это двестипроцентное шоу. И беззаботные и залихватские мелодии — здесь главное, вся остальная мораль — от лукавого.

полный текст здесь

ПИР ВАМПИРА

Один нюанс подстерегает современного зрителя: то, что должно было бы вызывать ужас в фильме 80-летней давности, иногда вызывает смех. Понятно, надо уметь смотреть немые фильмы и бережно относиться к тогдашним приемам. Но, может быть, в этом и есть ключ к избавлению от страхов.

полный текст здесь

архив статей о кино и театре

можна подивитися тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
Повесть о совершенном человеке

Ксения ВЛАДИМИРОВА, Киев.
Сентябрь 28, 2005 г., среда.

В арт-терапии для раскрепощения больного применяется такой прием. Человека укладывают на ватман размером с его тело, обводят контур и просят разрисовать получившуюся фигуру. Таким образом человек осваивает и перестает бояться пространство. Нечто подобное по сюжету фильма "5 препятствий" хотел сделать Ларс фон Триер с Йоргеном Летом. Лет — маститый датский документалист, создавший в 1967 году 12-минутную короткометражку "Совершенный человек".


Йорген Лет в фильме "5 препятствий". Анимация
Вместо того, чтобы разукрашивать контур на ватмане режиссеру поручают переделать собственный фильм сорокалетней давности. К тому же, ставя ограничения. Подобные манипуляции с собственным текстом, по замыслу alter ego Триера "вылечат" Лета, возродят в нем совершенного человека, человека естественного, человека нецивилизованного, человека природного. А достижение этого должно по замыслу режиссера произойти через поражение и поругание культурного, аристократично спокойного талантливого и изобретательного человека. Однако возвращаясь с очередного задания, то с Кубы, то из Бомбея… Лет сияет от удовольствия от преодоленного и достигнутого.

Из переписки

Ларс фон Триер:

"Дорогой Йорген ,фильм, который ты должен будешь сделать, — называется "Пять препятствий".

В начале я хочу, чтобы ты показал мне свой 12-минутный фильм "Совершенный человек". Мы будем смотреть картину вместе и беседовать о ней, затем я сформулирую ограничения, указания и запреты, что означает, что тебе придется снять фильм заново".


Йорген Лет:

"Дорогой Ларс, я нахожу эту идею соблазнительной. Мне видится интересная эволюция от первого фильма к пятому — дорога через препятствия, беседы, я уверен, мы очень много извлечем из этого. Это крайне увлекательно. С нетерпением жду твоих препятствий.

Мне очень нравится идея изменять, приспосабливать и ужимать согласно заданным условиям. Итак, мы начинаем игру…"



Кадр из фильма Йоргена Лета "Совершенный человек"
Впрочем, возрождение в Йоргене Лете совершенного человека часто не отличишь от попыток ученика к разоблачению лигитимности власти учителя. Такой подтекст проглядывает за эмоциональным противостоянием провокатора и жертвы. "Лет снял фильм, который хотел бы снять я".

Способ для провокаций Триер выбрал изощренный — повторения. Повторение — этот акт для современного художника, философия творчества которого зиждется на оригинальности, мучителен. Повторение пристало средневековым мастерам, которые, бесчисленное количество раз воспроизводя канон, пытались постигнуть Высшую идею. Повторение- также вынужденное состояние ученика. Ларс фон Триер волею времени оказавшийся учеником Лета, теперь сам заставляет учителя повторять один и тот же урок. Ученик, маскируясь заботой об исправлении натуры учителя, якобы надевшего на себя маску, переставшего быть органичным и естественным, изгоняет из себя комплекс ученика.


Ларс фон Триер в фильме "5 препятствий"
Однако Лет, преодолевая все препятствия Триера не только не повторяется, но и как искусный скрипач на одной-единственной струне исполняет сложные вариации. Лет, играющий в Бомбее перед нищей толпой индийцев, своего собственного героя. Лет, работающий над нелюбимой скучной анимацией. Лет, которому дана полная свобода действий, с которой неизвестно что делать, и снимает этот полностью свободный режиссер кинорассказ о об Адаме и Ева в глянцевом богатом мире отелей и машин.

Когда два режиссера играют двух режиссеров, делающих фильмы, тема "из какого сора растет кино" не может не возникнуть: 12 кадров, полиэкран, анимация, и т.д. Но утверждать, что полудокументальные "5 препятствий" созданы для киноакадемий или киноснобов, все равно, что доказывать, будто фильм "Ватель", посвященный легендарному французскому кулинару XVIII века, должен стать учебным пособием для кулинарных училищ. И будто посмотрев его парочку раз, любой желающий сможет с легкостью создавать засахаренные розы и ледяные скульптуры.

"Сколько раз я хотел снять дерьмо…" Хрустальная мечта Триера так и осталась не осуществленной, в этом ему даже не помог изобретательный Лет. Впрочем, при наличии двух режиссеров в фильме вероятность получить нечто естественное, нечто пребывающее в своей первобытной простоте и грязи, а попросту говоря, в дерьме (как апогей природного и нецивилизованного), сводилась к нулю.


Йорген Лет в фильме "5 препятствий"
Идея "5 препятствий" — продолжение "Совершенного человека" — только если в старом фильме исследовалось человеческая плоть — человек сидел, лежал, пил, ел, целовал женщину, то теперь под объектив попал homo творящий. После изучения анатомии творения выяснилось, что оно совершается как насилие над естественным и совершенным человеком. Возвращение homo к совершенству было бы его возвращение в состояние первородной глиняной грязи, что и намеревается, но безрезультатно, сделать с рафинированным и пропитанным культурой Летом Триер. Воплощением такого совершенного человека временами пытается стать alter ego Триера — он отправляет Лета на задание, а сам совершает ритуальный упрощенческий жест — усаживается есть ложками черную икру (с точки зрения мифопоэтики, черная икра — противоядие яблоку познания).

Впрочем, вернуться в первобытно беспечное состояние первочеловека и назвать себя Адамом фон Триером или Адамом Летом, несмотря на все препятствия, датским режиссерам так и не удалось.

Благодарим компанию Артхаус трафик за возможность посмотреть фильм.