ВЫВЕРНУТЫЕ НАИЗНАНКУ
Анатомия насилия (жестокие изнасилования и убийство), на котором строится фильм Гаспара Ноэ "Необратимость", — намеренный ли это эпатаж или горькая правда жизни?
полный текст здесь
МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО
Полунаучная теория ФЭГ (феномен электрического голоса умерших), — простой способ засадить главного героя фильма "Белый шум", тоскующего по своей умершей жене, за экран монитора разгадывать чьи-то послания. В итоге, кинолента об аномальных явлениях превращается в полицейскую историю.
полный текст здесь
БОЙСЯ, О СМЕРТНЫЙ, КЕЙТАЯ, ЗВОНКИ ИЗДАЮЩЕГО…
«2 пропущенный звонок» — сиквел вышедшего в январе 2004 года и имевшего в Японии огромный успех фильма «1 пропущенный звонок». Построены они по одной логической схеме: у Вас звонит телефон; на дисплее Ваш собственный номер...
полный текст здесь
"ПРИХОВАНЕ КОХАННЯ", ИЛИ НЕСТАРЕЮЩАЯ "ЭЛОИЗА"
Театр «Сузір’я» (Киев) продолжает премьерные показы спектакля «Приховане кохання», созданного по пьесе Эрика Эммануэля Шмидта «Загадочные вариации». Это история о любви учителя к ученице, их разлуке и о растянувшемся на годы романе в письмах.
полный текст здесь
ДЯДЯ ВОЛОДЯ В ВИШНЕВОМ САДУ
Александр Сокуров в своем фильме «Телец» придумали поистине гениальный ход, представив жизнь В.И.Ленина в Горках в виде сцен из усадебной жизни столь любимых Чеховым. Что же получилось в результате?
полный текст здесь
ЖИЗНЬ КАК ЧУДО
В фильме Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо» смеховое начало переполнено трагическими и лирическими интонациями. Да и смеяться там, собственно, не над чем. Реальность, данная в ощущениях одной отдельно взятой семьи, как избушка в сказке, поворачивается к нам все больше задом.
полный текст здесь
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЖИЗНЬ
На фоне все возрастающего количества кинолент, рассказывающих о клонировании жизни, фильм «Генезис» от Клода Нуридсани, Мари Перену, авторов знаменитого «Микрокосмоса» 1996 года, смотрится непривычно.
полный текст здесь
«ВЕСЬ ЭТОТ МАСКЕРАД…» 3
В «Маскараде» перед нами открывается не драма ревности и не драма Судьбы, не драма лишнего или странного человека, это драма бесовщины, со всей ее гротескностью, буффонадностью, которые в полной мере передали уже только Достоевский, Сологуб, Андрей Белый.
полный текст здесь
ТРИ СЕСТРЫ И ДВЕ ЖЕНЩИНЫ
Наш корреспондент внимательно изучил репертуар Фестиваля «Київ травневий», и больше всего его заинтересовали два спектакля. Постановка "К трем сестрам" по пьесе Чехова немецкого театра «Простая сцена»и пьеса "Шелк" литовского музыкального театра "Пилис".
полный текст здесь
"КРОК ДО САМИХ СЕБЕ..."
Моновистав "Палімпсест" (за віршами та листами Василя Стуса) вже рік. Прем’єри відбулися в Києві, Львові, Торонто. Дуже багато людей було саме на показах в останніх двох містах.
полный текст здесь
ИДЕЯ НЕИГРОВОГО КИНО
"Неигровые" фильмы Виталия Манского "Частные хроники" и "Бродвей. Черное море" можно назвать "аллегорическим". Игра актера уже не мешает режиссеру проводить свою линию. Высказывать свои идеи, выражать свою позицию.
полный текст здесь
MADE IN BAVARIA
Все киевляне, интересующиеся немецким кино, в конце апреля могли наведаться в кинотеатр «Кинопанорама» на Фестиваль «Візії та імпровізації. Кіно і джаз «Made in Bavaria». Главным событием Фестиваля был фильм "Софи Шоль: последние дни".
полный текст здесь
ПІД МАСКОЮ ЛЕГКОГО ЖАНРУ
Нові чеські кінематографісти охоче використовують уявлення глядачів про чеське кіно як про добру розвагу в якості маски для того, щоб мати можливість поговорити на серйозні теми.
полный текст здесь
"ВЕСЬ ЭТОТ МАСКЕРАД…"
Из всех существующих на сегодняшний день подходов к трактовке «Маскарада» — мелодрама, романтическая или социальная трагедия, психологическая драма, символистская пьеса — постановщики выбрали последний.
полный текст здесь
ВЛАД ЦЕПЕШ ПО ПРОЗВИЩУ "ДРАКУЛА"
Литература, кино и исторические реалии
Представляете — вампир-номер-один не пил крови! Так или иначе, и каким абсурдным не показалось бы подобное утверждение, но исторический Дракула действительно крови не пил. Увы, доминирует презумпция невиновности.
полный текст здесь
ОТЕЦ И СЫН, ИЛИ ВСЕ ЕГО СЫНОВЬЯ
27 марта 2005 года на сцене Национального академического театра русской драмы им.Леси Украинки состоялась премьера — «Количество. Все его сыновья», по пьесе английского драматурга Кэрил Черчилл.
полный текст здесь
ВЕРТИКАЛЬ ЧАСУ
Юрій Косін не просто вміє вибрати вдалий ракурс миті, що запам’ятовується. Фотограф розкриває її багатовимірність. Спробу проникнути в зміст людини-Косіна зробив режисер Артем Сенчило, знявши фільм «Юрій Косін. Архітектор миті».
полный текст здесь
ПРАВО НА ПРАВО
C 29 марта по 3 апреля в Киеве прошел второй международный фестиваль «Дни документального кино о правах человека «Украинский контекст».
полный текст здесь
можна подивитися тут
• Рената Літвінова. Володіти й належати (Рената Литвинова. Обладать и принадлежать). Автор: Ірина Цилик
• Париж, любов моя!
• Мадеінуса (Madeinusa), режисер Клаудія Льоса
• "Айсберг" (реж. Фіона Гордон, Домінік Абель, Бруно Ромі)
• Чорнобиль ТМ, театр "Арабески", Харків
• Orangelove, Алан Бадоєв
• Молодість 36, конкурсна програма повнометражних фільмів
• Молодість 36, конкурсна програма короткометражних фільмів
• Молодість 36, студентські фільми
• Андрій Жолдак "Гамлет.Сни" (вистава)
• Найближчими днями Київ прийматиме колектив традиційного японського танцю.
• Хепі Піпл, режисер Олександр Шапіро
• Лесная братва
• Опасные связи
Афера Стивена Гласса
• Злочин та каяття журналіста
Дебютний фільм режисера Біллі Рея "Афера Стівена Гласса".
Афера Стивена Гласса
• Злочин та каяття журналіста
Дебютний фільм режисера Біллі Рея "Афера Стівена Гласса".
Бархатная революция. Мужской сезон
• "Бархатная революция. Мужской сезон"
Российский боевик в американском стиле.
Белый шум
• Много шума из ничего
"Белый шум" — научно-популярная мистика.
Бессонница
• Надо больше спать…
"Бессонница" Кристофера Нолана.
• Білий птах з чорною відзнакою
Билет на поезд
• Человечности — зеленый свет
Фильм "Билет на поезд" Эрманно Олми, Аббаса Киаростами и Кена Лоача — детище 11 сентября в Нью-Йорке.
Близость
• Необычная "Близость"
Что может быть такого необычного в том, что весь фильм две пары влюбленных выясняют между собой отношения? Ответ в фильме "Близость".
Бойцовский клуб
• Дайте нам героев!
Нео и Тайлер: новые боги в фильмах "Матрица" и "Бойцовский клуб".
Босиком по мостовой
• "Я вижу то, чего не видишь ты…"
"Босиком по мостовой" — вдвоем и даже зимой.
Бочка з порохом
• "Бочка з порохом" й крапля надії
Що ж взяла для себе письменниця Оксана Забужко в "Бочці з порохом" Ґорана Паскалєвіча?
Братья Гримм
• заГРИММированные сказки
Сказка — ложь, да…
Брис Великолепный
• Tabula rasa серфера из Ниццы
Комедия "Брис Великолепный", или Сценарий party на Лазурном берегу.
Бродвей. Черное море
• Идея неигрового кино
Риторические фигуры Виталия Манского.
Весеннее метро
• На "Весеннем метро" — к свежести чувств
Необычный выход из обычного семейного кризиса.
Властелин кольца, Звездные войны
• Войны Кольца&Властелины Звезд
Каждая из саг содержит ловушку для прилежного зрителя или читателя.
Водитель для Веры
• Генеральская дочка и ее водитель
Возможно, Павел Чухрай хотел повторить головокружительный успех "Вора", с которым в некоторых местах "Водитель для Веры" довольно-таки схож.
Война миров
• Война миров за 72 дня
Версия Стивена Спилберга.
Время цыган
• Цыганская "одиссея"
"Время цыган" в фильме Эмира Кустурицы.
2 пропущенный звонок
• кейтая, звонки издающего…
"2 пропущенный звонок": ужасы сиквела.
Гарпастум
• Футбольный модерн
• Пара футбольных бутс
Гарри Поттер и Кубок Огня
• В четвертый раз, как в первый раз
"Гарри Поттер и Кубок Огня" — фильм эпизодов.
Генезис
• Откуда есть пошла жизнь
Фильм "Генезис" — рассказ о рае в эпоху экологического кризиса.
Глаз 2
• Лучше не смотреть
Философско-чернушный гибрид от братьев Пэнг "Глаз 2".
Гордість та упередження
• Справжнє англійське кіно
Фільм "Гордість та упередження " є доволі органічним, справжнім у найкращому розумінні.
Горілка-лимон
• "Горілка-лимон"
Сергій Проскурня: "Смак. Це перше, що виникає під час титрів..."
Горный хрусталь
• Made in Bavaria
Грязные прелести
Далекі вогні
• Ласкаво просимо до реальності
Сюжет фільму "Далекі вогні" режисера Ганса-Крістіана Шміда (Lichter, 2003) складається з 6 новел, пов'язаних між собою місцем дії — це польсько-німецький кордон.
9 рота
• В Афганистане… С водкой в стакане…
Фильм "9 рота" сработал — и как зрелище, и как патриотически-воспитательное произведение.
Дневной дозор
• "Денна варта": Чи варто дивитися?
Російсько-голівудська фантастика.
Дом летающих кинжалов
• "Шпионские страсти" по-китайски
в "Доме летающих кинжалов".
Дорогая Венди
• "Дорогая Венди"
Убийственно серьезный фильм в стиле вестерн.
Дракула Брэма Стокера
• Влад Цепеш по прозвищу "Дракула"
Дура
• Кассовая "Дура"
Субъективные заметки.
Желари
• Під маскою легкого жанру
Жизнь как чудо
• Жизнь как чудо
На Балканской войне Эмира Кустурицы.
Жмурки
• Жмурики
"Жмурки" Алексея Балабанова: привет из 90-х!
Заложник
• Заложник боевика
Только для поклонников Брюса Уиллиса.
Затоичи
• "Лишь с открытыми глазами я слепну"
"Затоичи", или Слепой массажист Такеши Китано.
• Зламані квіти, режисер Джім Джармуш
Инфекция
• Палата №6
Ужасная "Инфекция" распространяется.
Казанова
• Закоханий Казанова
Шведський режисер-нудяр Лассе Халльстрем ("Шоколад", "Незакінчене життя") створив фільм, який мусить утамувати спрагу романтики.
Капоте
• Холодная кровь
Трумен Капоте — писатель, герой фильма, текст.
Капризное облако
• Гротескный арбуз…
…на "Капризном облаке".
• Короткі зустрічі
Космос как предчувствие
• "Космос как предчувствие"
Туманная история Алексея Учителя.
Кровь и кости
• СКИТАНОние по мукам
"Кровь и кости" — японский фильм на европейский манер.
Легенда Зорро
• Zдорово!
"Легенда Зорро" возвращается и… побеждает!?
Любовь к собакам обязательна
• Кино не для кинологов
Мораль фильма "Любовь к собакам обязательна": в 40 лет жизнь только начинается.
• Малхолланд Драйв
Мандерлей
• Ведь без свободы гибнет человек?!..
Второй фильм "американской трагедии" Ларса фон Триера "Мандерлей" получился хуже "Догвилля".
Мастер и Маргарита
• Судьба его волнует зрителей…
18 декабря украинские телезрители увидели премьеру самого мистического романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".
Матрица
• Дайте нам героев!
Нео и Тайлер: новые боги в фильмах "Матрица" и "Бойцовский клуб".
Мое лето любви
• А девушки созрели
"Мое лето любви" на острове Лесбос.
Море внутри
На перехресті
• Нове українське кіно "На перехресті"
Короткометражний ігровий фільм Олекси Ома.
Набережная Орфевр, 36
• Набережная Орфевр, 36
Отпробуйте голливудское блюдо под французским соусом.
Настройщик
• Мягкое туше
"Настройщика" Киры Муратовой.
Не уходи
• Не уходи
"Мистическая любовная трагедия" от режиссера Серджио Кастелито.
Небо над Берлином
• "Небо над Берлином"
глазами Вима Вендерса.
Невеста седьмого неба
• Любовь на седьмом небе
Быт и бытие ненцев.
Недоверие
• Российский фильм с префиксом НЕДО-
Украинская премьера документальной работы Андрея Некрасова "Недоверие".
Незнайомці в поїзді
• Знайомство в поїзді та обмін трупами
Вибір Андрія Куркова — фільм Альфреда Хічкока "Незнайомці в поїзді".
Необратимость
• Вывернутые наизнанку
"Необратимость" Гаспара Ноэ.
Никто не узнает
• Черное-черное озеро
"Никто не узнает", но в Японии социальных проблем не меньше, чем у нас.
Новая Франция
• "Ой, Канадо, Канадочко…"
Фільм "Нова Франція" — це сага про кохання, вірність, честь та підлість.
Новые сказки братьев Гримм
• "Новые сказки братьев Гримм", или
Детям после шестнадцати.
Носферату: симфония ужаса
• Пир вампира
"Носферату: симфония ужаса" — год 1922-ой.
Остров
• Иллюзия рая
на "Острове" клонов в 2019 году.
Переводчица
• Не понимаю
"Переводчица" Сидни Поллака, Николь Кидман и Шона Пенна.
Пернатый спецназ
• "Пернатый спецназ", или
Голубь выходит на тропу войны.
Пиджак
Pi
• Irrational PIc
О, этот загадочный финал "Pi"!
• Помаранчеве небо
Поміж нами
• Свято поміж нами
Фільм молодшого сина Софі Лорен — Едоардо Понті.
Помни
• Верну на миг воспоминанье!
В фильме Криса Нолана "Помни" головоломка зрителю обеспечена.
Почуття
• Любовний коктейль по-французьки
Які вони, "Почуття" Ноемі Львівські.
Птицы
• Прорвемось!
Птицы
Пустота
• Абсурд и "Пустота" Винченцо Натали
С точки зрения экзистенциализма.
Путеводитель
• Киевские граффити
в "Путеводителе" Александра Шапиро.
Пыль
• О СВОИх2000…
…а также об авторах фильма "Пыль" все, что Вы хотели знать, но боялись спросить.
5 препятствий
• Повесть о совершенном человеке
"5 препятствий": киномикс Ларса фон Триера и Йоргена Лета.
Ромео должен умереть
• Шекспир под музыку хип-хопа
"Ромео должен умереть", или Бессмертный Ромео.
Сволочи
• Им даже не надо крестов на могилах…
Про що замислюєшся після перегляду фільму Олександра Атанесяна "Сволота"? Про сценарій, акторські роботи, трюкі, музику? Мабуть, більш за все — про характери, долі, про життя та про війну.
Сексуальная зависимость
• BillBoard как зеркало сексуальной революции
"Сексуальная зависимость": дебют 25-летнего боливийца Родриго Бельотта.
Софи Шоль: последние дни
• Made in Bavaria
Спритний Філіп
• Під маскою легкого жанру
Страна фантазий
• "Под небом голубым есть город золотой…"
Какой видится "Страна фантазий" корейским аниматорам?
Сумасшедшие гонки
• "Сумасшедшие гонки"
Лидирует "жук" Херби.
• Счастливое число Слевина
• Тачки
Тбилиси, Тбилиси
• "Тбилиси, Тбилиси"
Картина Левана Закареишвили была показана в Каннах в 2005 году.
Тень вампира
• Влад Цепеш по прозвищу "Дракула"
Телец
• Дядя Володя в Вишневом саду,
или Х/ф "Телец" Александра Сокурова.
Трио из Бельвилля
• Фильм не о том, или
О чём молчат герои "Трио из Бельвилля".
Усама
• Косичка, скакалка, паранджа…
Фильм афганского режиссера Сиддика Бармака "Усама".
Фантастическая четверка
• For Fans
"Фантастической четверки".
Хроники Нарнии
• Хроники шкафа
В последний уик-энд 2005 года на экраны страны вышел фильм, созданный по мотивам книги Клайва Льюиса "Хроники Нарнии".
Цикута
• Послевкусие "Цикуты" Александра Шапиро…
…это запрет к широкому прокату в Украине.
Частные хроники
• Идея неигрового кино
Риторические фигуры Виталия Манского.
Че Гевара: Дневники мотоциклиста
• "Че Гевара: Дневники мотоциклиста"
Че-ловечный фильм о вечном революционере.
Человек, которого не было
• Что ты за человек?
"Человек, которого не было" — Джоэла Коэна.
Чикаго
• All that Jazz
Вечно веселый мьюзикл "Чикаго".
Штольня
• Міністерство культури України та український трилер "Штольня"
Репортаж з прес-конференціїї від "Артхаус трафік".
Юрій Косін. Архітектор миті
• Вертикаль часу
"Крайне удачно. Очень успешно…"
• "Крайне удачно. Очень успешно…"
Интервью с генеральным продюсером Кинорынка "Молодость" Андреем Ризоль.
• Цензура у кіно
Фахівців кіногалузі коментують практику заборони фільмів у сучасній Україні.
Product placement
• Product placement — дело сложное...
А какой торговой марке отдает предпочтение Ваш киногерой?
Vaterland. Мисливський щоденник
• Під маскою легкого жанру
• Право на право
• Ключа до кохання немає
І знову п'єса (і вистава) про вічне — п'єса канадського драматурга Кароль Фрешет "Жан і Беатріса" в постановці Київського театру "Ательє 16" під назвою "Ключа немає".
• Три історії кохання Казанови
В основу вистави "Казанова" у виконанні театральної трупи "Ательє 16" (режисер — Ігор Талалаєвський) покладені драматичні твори Марини Цвєтаєвої.
• Чекання, тривалістю у вічність
Своє бачення п'єси "Чекаючи на Годо" С.Беккета продемонстрували литовський режисер Лінас Зайкаускас і театральна трупа "Ательє 16".
• "Скляний Звіринець". Пошуки сенсу у двох діях
Постановка Київського театру "Ательє 16", режисер — Ігор Талалаєвський.
• Елена Образцова: "Бог избавил меня от зависти…"
Интервью с оперной дивой.
• Вистава для тих, кому за 30
Ежен Йонеско "Стільці" в інтерпретації Д.Ц.Т.Д. + інтерв'ю з режисером та актрисою Ларисою Паріс.
• Три сестры военных лет
Малоизвестные страницы юности великого российского артиста Кирилла Лаврова — дебют в деревенском клубе на Вятке.
• Чорна драма
"Роберто Зукко" — остання п'єса Бернара Марі Кольтес, Режисер Дмитро Богомазов.
• "Белая ворона", или
Краткий очерк о революциях, девственницах и киевских антрепризах.
• "Весь Шекспир — за один вечер", или
Спектакль-микс от Виталия Малахова.
• "Приховане кохання", или Нестареющая "Элоиза"
Пьеса Эрика Эммануэля Шмидта "Загадочные вариации" в интерпретации Алексея Кужельного.
• "Весь этот маскерад…" 3
Драма Лермонтова как драма бесовщины. Интерпретация.
• Корейська намистинка
Попри всю екзотику того, що відбувалося на сцені, справжня "східність" відчувалася в іншому.
• Три сестры и две женщины
В Киеве игрались немецкий спектакль "К трем сестрам" и литовский "Шелк".
• "Весь этот маскерад…"
Лермонтов по прозвищу Маешка в анекдотах.
• "Крок до самих себе..."
Вистава "Палімпсест" за віршами та листами Василя Стуса: розмова з актрисою.
• "Весь этот маскерад…"
• Отец и сын, или Все его сыновья
|
Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
|
|
Ярослава ВАНЕЧКА , Киев.
Май 23, 2005 г., понедельник.
После публикации первой части статьи я получила от редактора «Культурного тренажера» шуточное замечание: мол, что ж ты так, обвинила во всем Лермонтова.
Меньше всего мне хотелось бы, чтобы создалось именно такое впечатление. Однако это я в предыдущей части написала: «Лермонтов оставил нам в наследство очень странную, во многом противоречивую драму…» Придется теперь отвечать за свои слова.
|
Михаил Лермонтов. Автопортрет. Карандаш.
|
Часть вторая. Мелкие бесы
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно…
«Маленькая комедь»
Арбенин в свете жил, — и слишком он умен,
Чтобы решиться на огласку;
И сделать, наконец, без цели и нужды,
В пустой комедии — кровавую развязку.
М.Лермонтов, Маскарад
Печальное нам смешно, смешное грустно…
М.Лермонтов, Герой нашего времени
Откройте наугад любую критику на «Маскарад», и вы прочитаете: нелегкая судьба, трагический сюжет, удушливая обстановка, бездушные люди… А тут раз — и «в пустой комедии кровавая развязка». Кто сказал? — да Лермонтов же и сказал.
При изучении истории русской литературы создается впечатление, что русские писатели с большим вниманием относились к тому, чтобы последующие поколения литературных критиков и историков литературы не остались без куска хлеба. Можно, например, было назвать поэму романом, а роман поэмой. Или… До сих пор помню, как на семинарском занятии по «Вишневому саду» одна из моих однокурсниц говорила: «Ну не понимаю я, почему Чехову вздумалось назвать эту драму «комедией». Вам смешно?» — спрашивала она у преподавателя? «Нет», — отвечал он. «А вам смешно?» — обращалась она к аудитории. «Нет», — отвечали мы и смеялись. «И мне не смешно», — резюмировала Ира. Лично меня в ту пору взаимоотношения Раневской и Лопахина волновали мало. Мне было «смешно» от «Маскарада». Почему? — Да, в первую очередь, из-за множества «непонятностей» и логических неувязок.
К примеру, первым цензорам лермонтовской пьесы было невдомек, почему в драме появились такие строки: «Как женщине порядочной решиться Отправиться туда, где всякий сброд». Балы у Энгельгардта, и маскарады в том числе, не были чем-то неприличным, и среди «всякого сброда» частенько видели членов августейшей фамилии, да и самого императора. Потом — об этом я уже упоминала в первой части — начало пьесы: Арбенин, этот лермонтовский Отелло, утверждает, что он выше ревности, что ревновать смешно… И тут же впадает в ярость из-за сущего пустяка. Баронесса любит Звездича, но, согласитесь, странным образом, пытается добиться взаимности — скрываясь. Неизвестный готовит акт мести, но для читателя, или зрителя, так и остается загадкой, как именно он мог быть причастен или не причастен к разыгравшейся трагедии. В конце концов, настораживает отношение героев драмы к происходящему:
Нина
Не подходи... о, как ты страшен!
Арбенин
Неужели?..
Я страшен? Нет, ты шутишь, я смешон!
Да смейтесь, смейтесь же…
Казарин
(тихо) (после смерти Нины)
Арбенин здесь? Печален и вздыхает.
Посмотрим, как-то он комедию сыграет.
……….
Да полно, брат, личину ты сними,
Не опускай так важно взоры.
Ведь это хорошо с людьми,
Для публики, — а мы с тобой актеры.
Кстати, вспомним эпиграф к этой главке, да и название ее взято из еще одной драмы Лермонтова, «Люди и страсти». Там есть такие слова: «Случилась маленькая комедь между батюшкой и сынком… не извольте бояться — это ничего: Юрья Николаича батюшка побранил, да в шутку и проклял, а тот огорчился».
К чему, объясните мне, эти шутки со столь серьезными последствиями? Зачем и кому нужна была «в пустой комедии кровавая развязка»? Лермонтову? А кто такой этот Лермонтов? Что мы о нем знаем?
|
Михаил Лермонтов. Карикатуры на офицеров. Карандаш. 1832-43.
|
Князь Александр Илларионович Васильчиков, секундант на последней дуэли поэта, так его характеризовал: «…в Лермонтове была черта, которая трудно соглашается с понятием о гиганте поэзии, как его называют восторженные его поклонники, о глубокомысленном и гениальном поэте, каким он действительно проявился в краткой и бурной своей жизни.
Он был шалун в полном ребяческом смысле слова, и день его разделялся на две половины между серьезными занятиями и чтениями, и такими шалостями, какие могут прийти в голову разве только пятнадцатилетнему школьному мальчику».
Вот и давайте для начала поговорим о шалостях, а потом все-таки о серьезных вещах. Даже из вышеприведенной цитаты видно: о Лермонтове предпочитают говорить либо как о «гиганте поэзии», «наследнике Пушкина», «отце русской…», либо как о несносном и циничном мальчишке. В последнем случае, надо сказать, ему припоминают и погибших в бабушкином имении от его руки кур, и довольно-таки щепетильную историю с Сушковой, и тяжелые взгляды, и колкие насмешки.
Я предлагаю компромисс — посмотреть на Лермонтова как на «гениального мальчишку». В связи с этим ставлю условие: читая следующий раздел, где поэт предстанет как балагур и задира, давайте не будем забывать все-таки, что этот шутник не только рифмовал все подряд на русском, но и читал Гете и Байрона в подлинниках, кое-что знал не только о романтизме, но и о теории романтической иронии, играл на скрипке, превосходно рисовал, на гауптвахте обсуждал Вальтер-Скотта и Купера, а разговоры о Канте и Гегеле затевал в бою (о последнем факте подробнее можно почитать в «Записках декабриста» Николая Ивановича Лорера).
Чурбанов, русский человек
Царю небесный! Спаси меня
От куртки тесной, Как от огня
От маршировки Меня избавь,
В парадировки меня не ставь.
........
Еще моленье Прошу принять —
В то воскресенье Дай разрешенье
Мне опоздать.
Осенью 1832 года Мишеля Lerma зачисляют в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Начинается новый период в жизни поэта, который по его собственному признанию, полностью изменил его характер.
В конце ноября в манеже произошел небольшой несчастный случай: лошадь расшибла Лермонтову ногу ниже колена. Позже эту неприятность он готов был считать своей удачей, поскольку хромота придавала ему еще большее сходство с Байроном, «с которым он был неразлучен» еще в бытность свою в Московском университете. Однако образ английского лорда-бунтаря, равно как и образ астролога (в таком костюме он бывал на маскарадах), предсказателя судеб, остались в его прошлом. Теперь его звали по-другому — Маешка.
По одной из версий, причиной такого прозвища стала нескладная фигура новоиспеченного юнкера — он был небольшого роста, широкоплечий, сутулый, да еще теперь и прихрамывал. Кому-то он напоминал Квазимодо из романа Гюго «Собор Парижской богоматери». Лермонтов не обижался, и даже, судя по незаконченному роману «Вадим», склонен был поэтизировать свое новое амплуа.
Однако не только внешне напоминал он друзьям популярный в то время во французской литературе персонаж. Маешка — это был тип человека, смешного и неловкого в обществе, которому приписывались многие комические выходки, каламбуры. И Лермонтов, в действительности, постоянно балагурил, острил, рисовал карикатуры, писал эпиграммы. Одного из своих «однокашников» он называл Мартыш, Мартышка. К сожалению, последний, как выяснилось девять лет спустя, шуток не понимал.
* * *
Сейчас я попытаюсь пересказать несколько анекдотов из жизни поэта. Современники Лермонтова были столь любезны, что некоторые из его проделок описали в своих воспоминаниях.
* * *
Ну, ваш Вольтер… Из курса школьной программы каждому школьнику известно, как высоко В.Белинский ценил творчество М.Лермонтова. Знают также многие и о встрече критика и поэта в ордонанс-гаузе, где обсуждались произведения Купера и Вальтер-Скотта, с обоюдным, надо сказать, для участников диалога интересом. Но была ведь и другая встреча, еще до того, как Белинский Лермонтова, по его собственному признанию, «раскусил». Впрочем, кто там кого кусал, разбирайтесь сами.
Рассказывает Николай Сатин, знакомый Лермонтову по пансиону: «Познакомились, и дело шло ладно, пока разговор вертелся на разных пустячках… Но Белинский не мог долго удовлетвориться пустословием. На столе у меня лежал том записок Дидерота; взяв его и перелистав, он с увлечением начал говорить о французских энциклопедистах и остановился на Вольтере, которого именно он в то время читал. Такой переход от пустого разговора к серьезному разбудил юмор Лермонтова. На серьезные мнения Белинского он начал отвечать разными шуточками; это явно сердило Белинского, который начинал горячиться; горячность же Белинского более и более возбуждала юмор Лермонтова, который хохотал от души и сыпал разными шутками.
— Да я вот что скажу вам об вашем Вольтере… Если бы он явился теперь к нам в Чембар, то его ни в одном порядочном доме не взяли бы в гувернеры». Как результат — Белинский злился, Лермонтов — хохотал. С тех пор друг друга они называли ласково:
— Пошляк! — возмущался первый.
— Недоучившийся фанфарон! — вторил ему поэт.
* * *
Шинель, студенческая курточка и султан
В деле увековечивания такого предмета верхней одежды, как шинель, пальма первенства, безусловно, принадлежит Гоголю. Но не только у злосчастного «вечного титулярного советника» Акакия Акакиевича были с ней беды.
«— Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?
— Бедная шинель!»
Это диалог Грушницкого и Печорина из «Героя нашего времени».
|
Михаил Лермонтов. Карикатуры на офицеров. Карандаш. 1832-43.
|
А вот другой диалог, уж вовсе «не книжный», из воспоминаний Екатерины Сушковой:
«Меня только на днях произвели в офицеры, — сказал он (Лермонтов), — я поспешил похвастаться перед вами моим гусарским мундиром и моими эполетами; они дают мне право танцевать с вами мазурку… в юнкерском мундире я избегал случая встречать вас; помню, как жестоко вы обращались со мной, когда я носил студенческую курточку».
Вывод напрашивается сам собой: в прототипы к Грушницкому попали многие современники поэта, не повезло только ему самому.
«…я смеюсь над собою и над другими» — Лермонтов, из письма 1833 г.
А вот еще одни воспоминания, писателя Виктора Бурнашева: «Подходя уже к дверям квартиры Синицына, я почти столкнулся с быстро сбегавшим с лестницы и жестоко гремевшим шпорами и саблею по каменным ступенькам молоденьким гусарским офицером в треугольной, надетой с поля, шляпе, белый перистый султан которой развевался от сквозного ветра. Офицер этот (Лермонтов) имел очень веселый, смеющийся вид человека, который сию минуту видел, слышал или сделал что-то пресмешное. Он слегка задел меня или, скорее, мою камлотовую шинель… и сказал: «Извините мою гусарскую шинель, что она лезет без спроса целоваться с вашим гражданским хитоном».
В том же году некто, с таким же, как у Лермонтова султаном и в такой же шинели, столкнулся на улице с бедным чиновником и «задавил» его, а потом весело пересказывал эту историю в ресторации. Было смешно. Но, простите, это произошло как раз уже «не в жизни», а в книге, в незаконченном романе «Княгиня Лиговская».
«Теперь я не пишу романов, я их затеваю» — Лермонтов, из письма 1835 г.
* * *
Теперь давайте потихоньку подбираться к выводам и ранее обещанной «серьезной» части этой статьи. Для чего я пересказала все эти истории?
Когда я пытаюсь представить себе Лермонтова, катающегося по полу и разбрасывающего бумаги в комнате у Краевского (в один из таких случаев он имел на руках предписание в 48 часов покинуть Петербург), и хохочущего Арбенина, взывающего о прощении в финале «Маскарада», когда невольно сравниваю эту гротескность и фарсовость в поведении автора и его героя, я вспоминаю одно высказывантие Гофмана относительно оперы-буфф:
«…фантастическая случайность становится на место романтического начала… Искусство же поэта должно состоять в том, чтобы не только создавать поэтически верные и законченные образы действующих лиц, но и рисовать их такими, как будто они выхвачены из обыденной жизни, наделять их сугубо индивидуальными чертами, чтобы зритель невольно мог воскликнуть: «Да это же мой сосед»… и притом все эти люди непременно должны попадать в нелепейшие положения, а все в целом должно производить на нас столь странное впечатление, будто и они, и все, что их окружает, стали жертвой какого-нибудь насмешливого духа, неудержимо втягивающего нас в круговерть своих веселых проделок».
Согласитесь, в плане описания духов у Лермонтов немного найдется конкурентов в мировой литературе. «Но иногда опять какой-то дух враждебный / Меня уносит в бурю прежних дней» (Арбенин), «…я не владею собою, какой-то дух располагает моими поступками, моими словами» (Вера из «Двух братьев»). Но что же это за дух такой? Чтобы ответить и себе и читателям на этот вопрос, поэт написал две вещи — «Демон» и «Маскарад». Два таких разных произведения практически об одном и том же. Только в первом случае его глаза были устремлены горе, а во втором — долу.
Продолжение следует
*Более подробно вышеизложенные проблемы освещены в моей статье «Слово» как смыслообразующая категория в драматургии М. Лермонтова», см. Вісник Київського національного університету ім. Т.Шевченка. Літературознавство. Мовознавство. Фольклористика. Вип. 10. — К, 2001. — С.28-31.
|