"КРОК ДО САМИХ СЕБЕ..."
Моновистав "Палімпсест" (за віршами та листами Василя Стуса) вже рік. Прем’єри відбулися в Києві, Львові, Торонто. Дуже багато людей було саме на показах в останніх двох містах.
полный текст здесь
ИДЕЯ НЕИГРОВОГО КИНО
"Неигровые" фильмы Виталия Манского "Частные хроники" и "Бродвей. Черное море" можно назвать "аллегорическим". Игра актера уже не мешает режиссеру проводить свою линию. Высказывать свои идеи, выражать свою позицию.
полный текст здесь
MADE IN BAVARIA
Все киевляне, интересующиеся немецким кино, в конце апреля могли наведаться в кинотеатр «Кинопанорама» на Фестиваль «Візії та імпровізації. Кіно і джаз «Made in Bavaria». Главным событием Фестиваля был фильм "Софи Шоль: последние дни".
полный текст здесь
ПІД МАСКОЮ ЛЕГКОГО ЖАНРУ
Нові чеські кінематографісти охоче використовують уявлення глядачів про чеське кіно як про добру розвагу в якості маски для того, щоб мати можливість поговорити на серйозні теми.
полный текст здесь
Культурный тренажер. Интернет-журнал о культуре / Кино и театр / Полина АКУЛОВА. Право на право
ПРАВО НА ПРАВО
C 29 марта по 3 апреля в Киеве прошел второй международный фестиваль «Дни документального кино о правах человека «Украинский контекст».
полный текст здесь
Культурный тренажер. Интернет-журнал о культуре / Кино и театр / Ярослава ВАНЕЧКА. Отец и сын, или Все его сыновья
ОТЕЦ И СЫН, ИЛИ ВСЕ ЕГО СЫНОВЬЯ
27 марта 2005 года на сцене Национального академического театра русской драмы им.Леси Украинки состоялась премьера — «Количество. Все его сыновья», по пьесе английского драматурга Кэрил Черчилл.
полный текст здесь
Культурный тренажер. Интернет-журнал о культуре / Кино и театр / Ганна Черненко. Вертикаль часу
ВЕРТИКАЛЬ ЧАСУ
Юрій Косін не просто вміє вибрати вдалий ракурс миті, що запам’ятовується. Фотограф розкриває її багатовимірність. Спробу проникнути в зміст людини-Косіна зробив режисер Артем Сенчило, знявши фільм «Юрій Косін. Архітектор миті».
полный текст здесь
ИДЕЯ НЕИГРОВОГО КИНО
"Неигровые" фильмы Виталия Манского "Частные хроники" и "Бродвей. Черное море" можно назвать "аллегорическим". Игра актера уже не мешает режиссеру проводить свою линию. Высказывать свои идеи, выражать свою позицию.
полный текст здесь
Культурный тренажер. Интернет-журнал о культуре / Кино и театр / Варел ЛОЗОВОЙ. Влад Цепеш по прозвищу «Дракула». Литература, кино и исторические реалии
ВЛАД ЦЕПЕШ ПО ПРОЗВИЩУ "ДРАКУЛА"
Литература, кино и исторические реалии
Представляете — вампир-номер-один не пил крови! Так или иначе, и каким абсурдным не показалось бы подобное утверждение, но исторический Дракула действительно крови не пил. Увы, доминирует презумпция невиновности.
полный текст здесь
можна подивитися тут
• Рената Літвінова. Володіти й належати (Рената Литвинова. Обладать и принадлежать). Автор: Ірина Цилик
• Париж, любов моя!
• Мадеінуса (Madeinusa), режисер Клаудія Льоса
• "Айсберг" (реж. Фіона Гордон, Домінік Абель, Бруно Ромі)
• Чорнобиль ТМ, театр "Арабески", Харків
• Orangelove, Алан Бадоєв
• Молодість 36, конкурсна програма повнометражних фільмів
• Молодість 36, конкурсна програма короткометражних фільмів
• Молодість 36, студентські фільми
• Андрій Жолдак "Гамлет.Сни" (вистава)
• Найближчими днями Київ прийматиме колектив традиційного японського танцю.
• Хепі Піпл, режисер Олександр Шапіро
• Лесная братва
• Опасные связи
Афера Стивена Гласса
• Злочин та каяття журналіста
Дебютний фільм режисера Біллі Рея "Афера Стівена Гласса".
Афера Стивена Гласса
• Злочин та каяття журналіста
Дебютний фільм режисера Біллі Рея "Афера Стівена Гласса".
Бархатная революция. Мужской сезон
• "Бархатная революция. Мужской сезон"
Российский боевик в американском стиле.
Белый шум
• Много шума из ничего
"Белый шум" — научно-популярная мистика.
Бессонница
• Надо больше спать…
"Бессонница" Кристофера Нолана.
• Білий птах з чорною відзнакою
Билет на поезд
• Человечности — зеленый свет
Фильм "Билет на поезд" Эрманно Олми, Аббаса Киаростами и Кена Лоача — детище 11 сентября в Нью-Йорке.
Близость
• Необычная "Близость"
Что может быть такого необычного в том, что весь фильм две пары влюбленных выясняют между собой отношения? Ответ в фильме "Близость".
Бойцовский клуб
• Дайте нам героев!
Нео и Тайлер: новые боги в фильмах "Матрица" и "Бойцовский клуб".
Босиком по мостовой
• "Я вижу то, чего не видишь ты…"
"Босиком по мостовой" — вдвоем и даже зимой.
Бочка з порохом
• "Бочка з порохом" й крапля надії
Що ж взяла для себе письменниця Оксана Забужко в "Бочці з порохом" Ґорана Паскалєвіча?
Братья Гримм
• заГРИММированные сказки
Сказка — ложь, да…
Брис Великолепный
• Tabula rasa серфера из Ниццы
Комедия "Брис Великолепный", или Сценарий party на Лазурном берегу.
Бродвей. Черное море
• Идея неигрового кино
Риторические фигуры Виталия Манского.
Весеннее метро
• На "Весеннем метро" — к свежести чувств
Необычный выход из обычного семейного кризиса.
Властелин кольца, Звездные войны
• Войны Кольца&Властелины Звезд
Каждая из саг содержит ловушку для прилежного зрителя или читателя.
Водитель для Веры
• Генеральская дочка и ее водитель
Возможно, Павел Чухрай хотел повторить головокружительный успех "Вора", с которым в некоторых местах "Водитель для Веры" довольно-таки схож.
Война миров
• Война миров за 72 дня
Версия Стивена Спилберга.
Время цыган
• Цыганская "одиссея"
"Время цыган" в фильме Эмира Кустурицы.
2 пропущенный звонок
• кейтая, звонки издающего…
"2 пропущенный звонок": ужасы сиквела.
Гарпастум
• Футбольный модерн
• Пара футбольных бутс
Гарри Поттер и Кубок Огня
• В четвертый раз, как в первый раз
"Гарри Поттер и Кубок Огня" — фильм эпизодов.
Генезис
• Откуда есть пошла жизнь
Фильм "Генезис" — рассказ о рае в эпоху экологического кризиса.
Глаз 2
• Лучше не смотреть
Философско-чернушный гибрид от братьев Пэнг "Глаз 2".
Гордість та упередження
• Справжнє англійське кіно
Фільм "Гордість та упередження " є доволі органічним, справжнім у найкращому розумінні.
Горілка-лимон
• "Горілка-лимон"
Сергій Проскурня: "Смак. Це перше, що виникає під час титрів..."
Горный хрусталь
• Made in Bavaria
Грязные прелести
Далекі вогні
• Ласкаво просимо до реальності
Сюжет фільму "Далекі вогні" режисера Ганса-Крістіана Шміда (Lichter, 2003) складається з 6 новел, пов'язаних між собою місцем дії — це польсько-німецький кордон.
9 рота
• В Афганистане… С водкой в стакане…
Фильм "9 рота" сработал — и как зрелище, и как патриотически-воспитательное произведение.
Дневной дозор
• "Денна варта": Чи варто дивитися?
Російсько-голівудська фантастика.
Дом летающих кинжалов
• "Шпионские страсти" по-китайски
в "Доме летающих кинжалов".
Дорогая Венди
• "Дорогая Венди"
Убийственно серьезный фильм в стиле вестерн.
Дракула Брэма Стокера
• Влад Цепеш по прозвищу "Дракула"
Дура
• Кассовая "Дура"
Субъективные заметки.
Желари
• Під маскою легкого жанру
Жизнь как чудо
• Жизнь как чудо
На Балканской войне Эмира Кустурицы.
Жмурки
• Жмурики
"Жмурки" Алексея Балабанова: привет из 90-х!
Заложник
• Заложник боевика
Только для поклонников Брюса Уиллиса.
Затоичи
• "Лишь с открытыми глазами я слепну"
"Затоичи", или Слепой массажист Такеши Китано.
• Зламані квіти, режисер Джім Джармуш
Инфекция
• Палата №6
Ужасная "Инфекция" распространяется.
Казанова
• Закоханий Казанова
Шведський режисер-нудяр Лассе Халльстрем ("Шоколад", "Незакінчене життя") створив фільм, який мусить утамувати спрагу романтики.
Капоте
• Холодная кровь
Трумен Капоте — писатель, герой фильма, текст.
Капризное облако
• Гротескный арбуз…
…на "Капризном облаке".
• Короткі зустрічі
Космос как предчувствие
• "Космос как предчувствие"
Туманная история Алексея Учителя.
Кровь и кости
• СКИТАНОние по мукам
"Кровь и кости" — японский фильм на европейский манер.
Легенда Зорро
• Zдорово!
"Легенда Зорро" возвращается и… побеждает!?
Любовь к собакам обязательна
• Кино не для кинологов
Мораль фильма "Любовь к собакам обязательна": в 40 лет жизнь только начинается.
• Малхолланд Драйв
Мандерлей
• Ведь без свободы гибнет человек?!..
Второй фильм "американской трагедии" Ларса фон Триера "Мандерлей" получился хуже "Догвилля".
Мастер и Маргарита
• Судьба его волнует зрителей…
18 декабря украинские телезрители увидели премьеру самого мистического романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".
Матрица
• Дайте нам героев!
Нео и Тайлер: новые боги в фильмах "Матрица" и "Бойцовский клуб".
Мое лето любви
• А девушки созрели
"Мое лето любви" на острове Лесбос.
Море внутри
На перехресті
• Нове українське кіно "На перехресті"
Короткометражний ігровий фільм Олекси Ома.
Набережная Орфевр, 36
• Набережная Орфевр, 36
Отпробуйте голливудское блюдо под французским соусом.
Настройщик
• Мягкое туше
"Настройщика" Киры Муратовой.
Не уходи
• Не уходи
"Мистическая любовная трагедия" от режиссера Серджио Кастелито.
Небо над Берлином
• "Небо над Берлином"
глазами Вима Вендерса.
Невеста седьмого неба
• Любовь на седьмом небе
Быт и бытие ненцев.
Недоверие
• Российский фильм с префиксом НЕДО-
Украинская премьера документальной работы Андрея Некрасова "Недоверие".
Незнайомці в поїзді
• Знайомство в поїзді та обмін трупами
Вибір Андрія Куркова — фільм Альфреда Хічкока "Незнайомці в поїзді".
Необратимость
• Вывернутые наизнанку
"Необратимость" Гаспара Ноэ.
Никто не узнает
• Черное-черное озеро
"Никто не узнает", но в Японии социальных проблем не меньше, чем у нас.
Новая Франция
• "Ой, Канадо, Канадочко…"
Фільм "Нова Франція" — це сага про кохання, вірність, честь та підлість.
Новые сказки братьев Гримм
• "Новые сказки братьев Гримм", или
Детям после шестнадцати.
Носферату: симфония ужаса
• Пир вампира
"Носферату: симфония ужаса" — год 1922-ой.
Остров
• Иллюзия рая
на "Острове" клонов в 2019 году.
Переводчица
• Не понимаю
"Переводчица" Сидни Поллака, Николь Кидман и Шона Пенна.
Пернатый спецназ
• "Пернатый спецназ", или
Голубь выходит на тропу войны.
Пиджак
Pi
• Irrational PIc
О, этот загадочный финал "Pi"!
• Помаранчеве небо
Поміж нами
• Свято поміж нами
Фільм молодшого сина Софі Лорен — Едоардо Понті.
Помни
• Верну на миг воспоминанье!
В фильме Криса Нолана "Помни" головоломка зрителю обеспечена.
Почуття
• Любовний коктейль по-французьки
Які вони, "Почуття" Ноемі Львівські.
Птицы
• Прорвемось!
Птицы
Пустота
• Абсурд и "Пустота" Винченцо Натали
С точки зрения экзистенциализма.
Путеводитель
• Киевские граффити
в "Путеводителе" Александра Шапиро.
Пыль
• О СВОИх2000…
…а также об авторах фильма "Пыль" все, что Вы хотели знать, но боялись спросить.
5 препятствий
• Повесть о совершенном человеке
"5 препятствий": киномикс Ларса фон Триера и Йоргена Лета.
Ромео должен умереть
• Шекспир под музыку хип-хопа
"Ромео должен умереть", или Бессмертный Ромео.
Сволочи
• Им даже не надо крестов на могилах…
Про що замислюєшся після перегляду фільму Олександра Атанесяна "Сволота"? Про сценарій, акторські роботи, трюкі, музику? Мабуть, більш за все — про характери, долі, про життя та про війну.
Сексуальная зависимость
• BillBoard как зеркало сексуальной революции
"Сексуальная зависимость": дебют 25-летнего боливийца Родриго Бельотта.
Софи Шоль: последние дни
• Made in Bavaria
Спритний Філіп
• Під маскою легкого жанру
Страна фантазий
• "Под небом голубым есть город золотой…"
Какой видится "Страна фантазий" корейским аниматорам?
Сумасшедшие гонки
• "Сумасшедшие гонки"
Лидирует "жук" Херби.
• Счастливое число Слевина
• Тачки
Тбилиси, Тбилиси
• "Тбилиси, Тбилиси"
Картина Левана Закареишвили была показана в Каннах в 2005 году.
Тень вампира
• Влад Цепеш по прозвищу "Дракула"
Телец
• Дядя Володя в Вишневом саду,
или Х/ф "Телец" Александра Сокурова.
Трио из Бельвилля
• Фильм не о том, или
О чём молчат герои "Трио из Бельвилля".
Усама
• Косичка, скакалка, паранджа…
Фильм афганского режиссера Сиддика Бармака "Усама".
Фантастическая четверка
• For Fans
"Фантастической четверки".
Хроники Нарнии
• Хроники шкафа
В последний уик-энд 2005 года на экраны страны вышел фильм, созданный по мотивам книги Клайва Льюиса "Хроники Нарнии".
Цикута
• Послевкусие "Цикуты" Александра Шапиро…
…это запрет к широкому прокату в Украине.
Частные хроники
• Идея неигрового кино
Риторические фигуры Виталия Манского.
Че Гевара: Дневники мотоциклиста
• "Че Гевара: Дневники мотоциклиста"
Че-ловечный фильм о вечном революционере.
Человек, которого не было
• Что ты за человек?
"Человек, которого не было" — Джоэла Коэна.
Чикаго
• All that Jazz
Вечно веселый мьюзикл "Чикаго".
Штольня
• Міністерство культури України та український трилер "Штольня"
Репортаж з прес-конференціїї від "Артхаус трафік".
Юрій Косін. Архітектор миті
• Вертикаль часу
"Крайне удачно. Очень успешно…"
• "Крайне удачно. Очень успешно…"
Интервью с генеральным продюсером Кинорынка "Молодость" Андреем Ризоль.
• Цензура у кіно
Фахівців кіногалузі коментують практику заборони фільмів у сучасній Україні.
Product placement
• Product placement — дело сложное...
А какой торговой марке отдает предпочтение Ваш киногерой?
Vaterland. Мисливський щоденник
• Під маскою легкого жанру
• Право на право
• Ключа до кохання немає
І знову п'єса (і вистава) про вічне — п'єса канадського драматурга Кароль Фрешет "Жан і Беатріса" в постановці Київського театру "Ательє 16" під назвою "Ключа немає".
• Три історії кохання Казанови
В основу вистави "Казанова" у виконанні театральної трупи "Ательє 16" (режисер — Ігор Талалаєвський) покладені драматичні твори Марини Цвєтаєвої.
• Чекання, тривалістю у вічність
Своє бачення п'єси "Чекаючи на Годо" С.Беккета продемонстрували литовський режисер Лінас Зайкаускас і театральна трупа "Ательє 16".
• "Скляний Звіринець". Пошуки сенсу у двох діях
Постановка Київського театру "Ательє 16", режисер — Ігор Талалаєвський.
• Елена Образцова: "Бог избавил меня от зависти…"
Интервью с оперной дивой.
• Вистава для тих, кому за 30
Ежен Йонеско "Стільці" в інтерпретації Д.Ц.Т.Д. + інтерв'ю з режисером та актрисою Ларисою Паріс.
• Три сестры военных лет
Малоизвестные страницы юности великого российского артиста Кирилла Лаврова — дебют в деревенском клубе на Вятке.
• Чорна драма
"Роберто Зукко" — остання п'єса Бернара Марі Кольтес, Режисер Дмитро Богомазов.
• "Белая ворона", или
Краткий очерк о революциях, девственницах и киевских антрепризах.
• "Весь Шекспир — за один вечер", или
Спектакль-микс от Виталия Малахова.
• "Приховане кохання", или Нестареющая "Элоиза"
Пьеса Эрика Эммануэля Шмидта "Загадочные вариации" в интерпретации Алексея Кужельного.
• "Весь этот маскерад…" 3
Драма Лермонтова как драма бесовщины. Интерпретация.
• Корейська намистинка
Попри всю екзотику того, що відбувалося на сцені, справжня "східність" відчувалася в іншому.
• Три сестры и две женщины
В Киеве игрались немецкий спектакль "К трем сестрам" и литовский "Шелк".
• "Весь этот маскерад…"
Лермонтов по прозвищу Маешка в анекдотах.
• "Крок до самих себе..."
Вистава "Палімпсест" за віршами та листами Василя Стуса: розмова з актрисою.
• "Весь этот маскерад…"
• Отец и сын, или Все его сыновья |
Повна карта розділів: Арт: 1 2 Книжки: 1 2 3 4 5 6 7 Кіно та театр: 1 2 3 4 5 Музика: 1 Цікаве: 1
|
|
Ярослава ВАНЕЧКА, Киев.
Апрель 25, 2005 г., понедельник.
Часть первая. «…С мечом картонным»
Начало семьдесят девятого сезона Национального академического театра русской драмы им.Леси Украинки было ознаменовано премьерой «Маскарада». Свое «прочтение» лермонтовского текста нам предложила творческая группа из Санкт-Петербурга, представляющая в Киеве традиции Александринского театра, в котором состоялись и сценический дебют пьесы (1852 год), и знаменитая, на протяжении нескольких десятилетий пользующаяся неизменным успехом постановка В.Э.Мейерхольда.
Из всех существующих на сегодняшний день подходов к трактовке «Маскарада» — мелодрама, романтическая или социальная трагедия, психологическая драма, символистская пьеса — постановщики выбрали последний. Что получилось — трудно сказать: очень уж противоречивые чувства одолевают после просмотра спектакля.
Насколько я понимаю, в постановке И.Селина перед нами разыгрывается трагедия Судьбы — именно с большой буквы, как и принято у символистов. Собственно, ее и можно, по большому счету, назвать единственным и центральным действующим лицом драмы, поскольку все остальные — это условные персонажи, существующие в мире условных декораций, условно произносящие какие-то монологи и диалоги, условно принадлежащие перу М.Ю.Лермонтова.
Попробую объяснить, что я имею в виду. Что касается текста драмы, то с ним обошлись в меру «бережно», иными словами, не исказили, не дописали, не переврали. Однако проговаривается он в подчеркнуто отстраненной, декламационной манере. Кроме того, создается впечатление, что от него просто хотят «отделаться» — протараторить, отбубнить, прокричать. Да, прочитан весь «Маскарад», или почти весь. То есть доживи Лермонтов до наших дней, ему и обидеться было бы не на что. Но ощущение, что автора отстранили от им же написанной пьесы, как бы задвинули куда-то подальше, в угол, чтоб не мешал, появляется и вызывает при просмотре, мягко говоря, дискомфорт. Вот, к примеру, сцена: после гибели Нины одна из родственниц вскользь, как бы невзначай должна произносить: «Уж видно, есть над ним господнее проклятье; Дурной был муж, дурной был сын. Напомни мне заехать в магазин Купить материи на траурное платье». Так вот, эту мысль о суетности, неискренности, о маске, в которую люди неизменно облекают чувства, в рассматриваемой нами постановке озвучивает замогильными голосами разодетый в какие-то серые балдахины… хор. (Поскольку хоть какая-то «фигура умолчания» после этой точки должна заполнить паузу недоумения, а просто смайлик в данной ситуации не подходит, то представьте себе на этом месте смайлик с выпученными от удивления глазами.) Я не знаю, на какой эффект рассчитывал режиссер, но получается смешно, даже просто очень смешно.
Кстати, есть в постановке еще несколько моментов, как говорится, «на грани фола». Я не понимаю, например, почему Сумскую поместили в ванну? И потом, почему в сознании постановщиков «двоятся» (а их именно по две штуки) женские персонажи пьесы? И если баронессу Штраль, с большой натяжкой, еще можно назвать двуличной, то к чему это светлое и темное подобие Нины. Не иначе как постановщики таки заподозрили ее в измене Арбенину. Надо сказать, это уже не просто условный театр, это театр абсурда. Может ли иметь право на жизнь подобное прочтение драмы? — Может. Другое дело, как все это вписывается в общую концепцию. С моей точки зрения, никак не вписывается, поскольку «не-текстовый», визуальный ряд спектакля исполнен драматизма, трагизма и прочих «измов».
Этот самый визуальный ряд — говорю это уже совершенно серьезно — впечатляет и достоин всяческих комплиментов. Красно-бело-черная гамма шикарных костюмов, игра света, потрясающие декорации в финале, четкий, очень красивый сценический рисунок мизансцен, хорошая хореография, запоминающиеся образы… Обыгрываются темы игры, бала, самого маскарада — без сомнения, фантазии сценографа и постановщика было где разгуляться.
По сути, все действие, неровное, можно сказать, дерганное, фрагментарное, развивается на фоне монументальных декораций задника сцены, где мы видим размеренно раскачивающийся черный громадный маятник — скорее всего, воплощение безучастного ко всему Рока. В результате создается впечатление, которого и добивались режиссер и постановщик: неравномерные удары подверженного страстям человеческого сердца контрастируют с четким, выверенным пульсом большого мира, в любом случае способного раздавить, уничтожить или подчинить себе. Помните, в начале пьесы Арбенин признается: «Я здесь давно знаком; и часто здесь, бывало, Смотрел с волнением немым, Как колесо вертелось счастья. Один был вознесен, другой раздавлен им, Я не завидовал, но и не знал участья». Грандиозный финал подтверждает: выигрышных партий не бывает — рано или поздно будешь раздавлен; можно сколько угодно кричать об искалеченной судьбе одного человека, но таких судеб тысячи; можно быть добродетельным гражданином или злодеем, совершать преступления или раскаиваться, ответ будет один — молчание.
Если попытаться обобщить и одной фразой описать впечатления от спектакля, получится следующее: красиво и непонятно. Но отнести все погрешности только лишь на счет постановщиков вряд ли можно, и вот почему. Общеизвестный факт: на протяжении приблизительно двадцати лет со времени написания пьесы в 1835-1836 годах велась жесточайшая, можно сказать, борьба с цензурным комитетом за право видеть «Маскарад» на сцене. И вот какими были отклики на первые постановки: самая мягкая из них — драма абсолютно «не сценическая». Дальше больше: «пьеса эта совершенно не годится для сцены — она длинна, суха, скучна», «мелодрама, моментами слезливая», никакой таинственности — в театре «царила скука». И даже о лучших сценических воплощениях пьсы, в частности о работе В.Э.Мейерхольда, писали, что «при всем величии в отдельных кусках» постановке свойственна «неясность замысла в целом». К сожалению, за прошедших сто с лишним лет ничего не изменилось — по-прежнему немного скучно, не все понятно, общее впечатление от увиденного — недоумение.
Парадоксально, но виноват в этом частично не кто иной, как сам Лермонтов. Несмотря на горячее желание свое видеть постановку «Маскарада» в театре, он писал драмы «для чтения», они были «не сценичными» уже по природе своей. И тот же Мейерхольд мог сколько угодно требовать от актера «эротичности» в сцене Звездича с баронессой на бале, но эффект был противоположным — он был комичным. Слишком скупой в плане развития интриги, диалог между Маской и Князем «напичкан» темами, безусловно, волновавшими двадцатилетнего Лермонтова, но совершенно неправдоподобными в рамках данной сцены. И действительно, «Ты! Бесхарактерный, безнравственный, безбожный, Самолюбивый, злой, но слабый человек; В тебе одном весь отразился век» — попробуйте сыграть это эротично! Как вам подобное «воркование» влюбленной женщины?
Не советую также пытаться пересказывать сюжет «Маскарада». Уверяю вас, вы не сможете закончить это предприятие — обхохочетесь. В своих воспоминаниях А.П.Шан-Гирей описал подобную попытку. Хоть и касаются его высказывания другого произведения, приведем их полностью, как пример: «Мне всегда казалось, что «Демон» похож на оперу с очаровательнейшею музыкой и пустейшим либретто. /…/ Дельный критик может и должен спросить у Лермонтова: «Какая цель твоей поэмы, какая в ней идея?» /…/ Идея же, смешно сказать, вышла такая, о какой сам автор и не думал. В самом деле, вспомните строфу: «И входит он, любить готовый, С душой открытой для добра…» /…/ Посланник рая очень некстати явился защищать Тамару от опасности, которой не существовало; этою неловкостью он помешал возрождению Демона и тем приготовил себе и своим в будущем пропасть хлопот, от которых они навек бы избавились, если бы посланник этот был догадливее». Найти логику в сюжете «Маскарада» — занятие не менее хлопотное. Вспомните, например, такой пассаж:
Нина
Положим, ты меня и любишь, но так мало,
Что даже не ревнуешь ни к кому!
Арбенин
Как быть? Я жить привык беспечно,
И ревновать смешно…
Нина
Конечно.
Вам не кажется в действительности смешным этот семейный «междусобойчик», особенно если вспомнить, чем все закончилось, в конце-то концов.
Лермонтов оставил нам в наследство очень странную, во многом противоречивую драму, в которой и характеры и действие довольно-таки схематичны, а порой и абсурдны. И.Селин нашел в этой ситуации наиболее простой выход — он отрекся от текста, условность возвел в абсолют, и завел и себя и зрителей, как мне кажется, в тупик. Потому как за душу берет, но не доходит, о чем же именно хотели поведать нам и автор, и постановщик пьесы. Так и хочется вслед за Барбье повторить: «Какое нам, в конце концов, дело до грубого крика всех этих горланящих шарлатанов, торговцев пафосом, мастеров напыщенности и всех плясунов…»
В свое время Лермонтов со всей серьезностью вступил в полемику представителей петербургской и московской школы актерского мастерства. Из двух своих современников, столпов российской сцены — В.А.Каратыгина и П.С.Мочалова — Михаил Юрьевич отдавал предпочтение отнюдь не первому. В письме к М.А.Шан-Гирей он писал, например, так: «Как жалко, что вы не видели здесь «Игрока», трагедию «Разбойники». Вы бы иначе думали. Многие из петербургских господ соглашаются, что эти пьесы лучше идут, нежели там, и что Мочалов в многих местах превосходит Каратыгина». Молодому и в жизни, и в творчестве еще романтику претила устаревающая уже техника актерского мастерства, с ее упором на декламацию, на нарочитую условность театрального действа. Полагают, что строки из стихотворения «Не верь себе» отражают суть его размышлений на эту тему:
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
Своим напевом заученным,
Как разрумяненный трагический актер,
Махающий мечом картонным…
Безусловно, невозможно и ненужно приуменьшать роль В.А.Каратыгина, первым, кстати, сыгравшего роль Арбенина, но для Лермонтова он был представителем «картонного» воинства, традиции которого, как мы видим, живы и поныне.
Продолжение следует
Программка
к спектаклю "Маскарад" по пьесе М.Ю.Лермонтова.
Режиссер — Игорь Селин
Сценограф — Александр Дубровин
Художник по костюмам — Ирина Лебедева
Музыка — Алксанрд Глазунов
Актерский состав:
Арбенин — Валентин Шестопалов
Нина — Алина Туник, Ольга Олексий
Баронесса Штраль — Ольга Сумская
Звездич — роман Трифонов
Неизвестный — Юрий Гребельник
Казарин — Владимир Заднепровский.
|