• Две Ольги
13 ноября исполнилось 30 лет со дня смерти знаменитого ленинградского поэта Ольги Берггольц, ставшей "голосом блокадного Ленинграда".
• Три сестры военных лет
Малоизвестные страницы юности великого российского артиста Кирилла Лаврова — дебют в деревенском клубе на Вятке.
• Вино с печалью пополам
О всенародно чтимом шедевре "Враги сожгли родную хату".
• На каменном поле Зимней войны
Советско-Финляндская война: взгляд из современности. |
РОССИЙСКИЙ ФИЛЬМ С ПРЕФИКСОМ НЕДО-
Я понимаю, что картина "Недоверие" однозначно рассчитана на психологию восприятия западного зрителя, я не против, что рассказ для удобства подается по-английски, я понимаю, наконец, что и герои фильма, и постановочная группа сильно рисковали. Но кое-что я НЕДОпонимаю…
полный текст здесь
ЛЮБОВНИЙ КОКТЕЙЛЬ ПО-ФРАНЦУЗЬКИ
На перший погляд може здатися, що фільм "Почуття" Ноемі Львівські — це романтична комедія, яка нічим не відрізняється від продукції масового розважального кінематографа. Втім, поціновувачі французького кіно, гадаю, не будуть розчаровані побаченим.
полный текст здесь
ВИСТАВА ДЛЯ ТИХ, КОМУ ЗА 30
Ежен Йонеско "Стільці" в інтерпретації "Д.Ц.Т.Д." + інтерв'ю з режисером Ларисою Паріс.
Двоє літніх людей, надзвичайно самотніх, чомусь дуже нещасних і обділених долею, зайняті лише тим, що кожного вечора перебирають спогади.
полный текст здесь
"ЛИШЬ С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ Я СЛЕПНУ"
Затоичи Такеши Китано — боец, искусно владеющий мечом, обладающий молниеносной реакцией и наносящий удары с потрясающей точностью. Блондин. Игрок в кости. Массажист. Вроде как слепой…
полный текст здесь
СВЯТО ПОМІЖ НАМИ
Софі Лорен, як і належить матері, дуже пишається власними дітьми, та подекуди виникає питання: "А чи не занадто?" Відповідь дає творча робота молодшого з її синів — Едоардо Понті, який став сценаристом та режисером фільму "Поміж нами".
полный текст здесь
В АФГАНИСТАНЕ… С ВОДКОЙ В СТАКАНЕ…
Фильм "9 рота" хорошо поработал… и как зрелище, и как патриотически-воспитательное произведение.
полный текст здесь
"ПОД НЕБОМ ГОЛУБЫМ ЕСТЬ ГОРОД ЗОЛОТОЙ…"
Графика в мультфильме "Страна фантазий" угловатая, никакого 3D. Впрочем, условность графического воплощения не помешало фильму быть удостоенным Гран-при на Международном кинофестивале анимационных фильмов в Аннеси (Франция).
полный текст здесь
"ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ" ПО-КИТАЙСКИ
"Дом летающих кинжалов" — это интересный, хоть и местами банальный сюжет, потрясающая операторская работа, красивейшая природа, танцы и боевые искусства.
полный текст здесь
КОСИЧКА, СКАКАЛКА, ПАРАНДЖА…
У фильма Сиддика Бармака "Усама" много общего с древнегреческими трагедиями, в которых также показаны сильные и страстные женские характеры, но которым также не спастись от власти Рока.
полный текст здесь
ГРОТЕСКНЫЙ АРБУЗ
Фильм "Капризное облако" причудливый и довольно незамысловатый. В нем много стилизаций под порнографию, но рассказывая о любви, режиссер капризно балансирует на грани гротеска и нежности.
полный текст здесь
"НЕБО НАД БЕРЛИНОМ"
Ангел видит Берлин черно-белым, а что может быть тоскливее серых панельных многоэтажек? Ангел ищет выход в поэзии. Но разве кому-то есть дело до невидимых существ с крылами и их невидимых записных книжек?
полный текст здесь
"БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. МУЖСКОЙ СЕЗОН"
Стилизованные на западный манер российские просторы привносят в фильм некоторую фантастичность. Такая условность происходящего — свидетельство того, что в кинематографе xUSSR оригинальный художественный язык для боевиков не выработан, а режиссеры используют давно опробованную голливудскую схему.
полный текст здесь
ЛЮБОВЬ НА СЕДЬМОМ НЕБЕ
Как бы своеобразен ни был ненецкий образ жизни, мотивы поступков героев фильма "Невеста седьмого неба" просты: любовь, страх одиночества.
полный текст здесь
ЧЕРНОЕ-ЧЕРНОЕ ОЗЕРО
Стоит ли фильм вообще смотреть? Стоит, чтобы отрешиться от представлений о злополучной экзотике и понять, что в Японии социальных проблем масса и никакой технический прогресс их не снимает.
полный текст здесь
ПОВЕСТЬ О СОВЕРШЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ
Идея фильма "5 препятствий" — продолжение "Совершенного человека" — только если в старом фильме исследовалось человеческая плоть — человек сидел, лежал, пил, ел, целовал женщину, то теперь под объектив попал homo творящий.
полный текст здесь
ЗАГРИММИРОВАННЫЕ СКАЗКИ
Скучно и грустно смотреть на приключения и братьев-сказочников, и вурдалаков, их пугающих. И если принято говорить, "сказка — ложь, но в ней…" мудрость народная, то сказочном фильме "Братья Гримм" неправды много, а вот удачных идей недобор.
полный текст здесь
TABULA RASA СЕРФЕРА ИЗ НИЦЦЫ
"Брис Великолепный" — это даже и не фильм вовсе, а сценарий молодежной тусовки-party на Лазурном берегу. Это набор не слишком удачных музыкальных сценок, связанных характерными ди-джейскими подергиваниями всех конечностей.
полный текст здесь
НАДО БОЛЬШЕ СПАТЬ…
Фильм "Бессонница" Кристофера Нолана создан для любителей спокойно посмотреть простую детективную историю, приправленную легким налетом размышлений и морали, с хорошими актерами и красивыми съемками в живописных уголках нашей планеты.
полный текст здесь
"ГОРІЛКА-ЛИМОН"
Смак. Це перше, що виникає під час титрів: спрацьовує підсвідомість, у рецепторах відбуваються непереборні процеси і ти відчуваєш смак лимонної горілки, яку ти пив колись ще у студентські часи.
полный текст здесь
ЧОРНА ДРАМА
"Роберто Зукко" — остання п'єса Бернара Марі Кольтес, Режисер Дмитро Богомазов.
Абсолютно зелені актори не грають людей, вони — маски. Їм, цим маскам, страшно й погано жити у світі, на цій чорній-чорній сцені. Вони говорять в зал, відчужено, надривно, і тому не чують одне одного. А вихід для кожного є — така собі майже бажана чорнота небуття.
полный текст здесь
BILLBOARD КАК ЗЕРКАЛО СЕКСУАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Пять новелл "Сексуальной зависимости" — добротное и всестороннее исследование сексуального. При такой насыщенности собственно интимные сцены выполнены лирично и музыкально, никакого порно.
полный текст здесь
ШЕКСПИР ПОД МУЗЫКУ ХИП-ХОПА
Римейк, драки, хотя и восточные, — лично я не особо жалую такие кинопроекты. Но вот парадокс — "Ромео должен умереть", выполненный именно в таком стиле, понравился. Есть в фильме мягкое очарование, и причина тому — невысокий китайский Ромео — Джет Ли — с обворожительной улыбкой.
полный текст здесь
можна подивитися тут
• Рената Літвінова. Володіти й належати (Рената Литвинова. Обладать и принадлежать). Автор: Ірина Цилик
• Париж, любов моя!
• Мадеінуса (Madeinusa), режисер Клаудія Льоса
• "Айсберг" (реж. Фіона Гордон, Домінік Абель, Бруно Ромі)
• Чорнобиль ТМ, театр "Арабески", Харків
• Orangelove, Алан Бадоєв
• Молодість 36, конкурсна програма повнометражних фільмів
• Молодість 36, конкурсна програма короткометражних фільмів
• Молодість 36, студентські фільми
• Андрій Жолдак "Гамлет.Сни" (вистава)
• Найближчими днями Київ прийматиме колектив традиційного японського танцю.
• Хепі Піпл, режисер Олександр Шапіро
• Лесная братва
• Опасные связи
Афера Стивена Гласса
• Злочин та каяття журналіста
Дебютний фільм режисера Біллі Рея "Афера Стівена Гласса".
Афера Стивена Гласса
• Злочин та каяття журналіста
Дебютний фільм режисера Біллі Рея "Афера Стівена Гласса".
Бархатная революция. Мужской сезон
• "Бархатная революция. Мужской сезон"
Российский боевик в американском стиле.
Белый шум
• Много шума из ничего
"Белый шум" — научно-популярная мистика.
Бессонница
• Надо больше спать…
"Бессонница" Кристофера Нолана.
• Білий птах з чорною відзнакою
Билет на поезд
• Человечности — зеленый свет
Фильм "Билет на поезд" Эрманно Олми, Аббаса Киаростами и Кена Лоача — детище 11 сентября в Нью-Йорке.
Близость
• Необычная "Близость"
Что может быть такого необычного в том, что весь фильм две пары влюбленных выясняют между собой отношения? Ответ в фильме "Близость".
Бойцовский клуб
• Дайте нам героев!
Нео и Тайлер: новые боги в фильмах "Матрица" и "Бойцовский клуб".
Босиком по мостовой
• "Я вижу то, чего не видишь ты…"
"Босиком по мостовой" — вдвоем и даже зимой.
Бочка з порохом
• "Бочка з порохом" й крапля надії
Що ж взяла для себе письменниця Оксана Забужко в "Бочці з порохом" Ґорана Паскалєвіча?
Братья Гримм
• заГРИММированные сказки
Сказка — ложь, да…
Брис Великолепный
• Tabula rasa серфера из Ниццы
Комедия "Брис Великолепный", или Сценарий party на Лазурном берегу.
Бродвей. Черное море
• Идея неигрового кино
Риторические фигуры Виталия Манского.
Весеннее метро
• На "Весеннем метро" — к свежести чувств
Необычный выход из обычного семейного кризиса.
Властелин кольца, Звездные войны
• Войны Кольца&Властелины Звезд
Каждая из саг содержит ловушку для прилежного зрителя или читателя.
Водитель для Веры
• Генеральская дочка и ее водитель
Возможно, Павел Чухрай хотел повторить головокружительный успех "Вора", с которым в некоторых местах "Водитель для Веры" довольно-таки схож.
Война миров
• Война миров за 72 дня
Версия Стивена Спилберга.
Время цыган
• Цыганская "одиссея"
"Время цыган" в фильме Эмира Кустурицы.
2 пропущенный звонок
• кейтая, звонки издающего…
"2 пропущенный звонок": ужасы сиквела.
Гарпастум
• Футбольный модерн
• Пара футбольных бутс
Гарри Поттер и Кубок Огня
• В четвертый раз, как в первый раз
"Гарри Поттер и Кубок Огня" — фильм эпизодов.
Генезис
• Откуда есть пошла жизнь
Фильм "Генезис" — рассказ о рае в эпоху экологического кризиса.
Глаз 2
• Лучше не смотреть
Философско-чернушный гибрид от братьев Пэнг "Глаз 2".
Гордість та упередження
• Справжнє англійське кіно
Фільм "Гордість та упередження " є доволі органічним, справжнім у найкращому розумінні.
Горілка-лимон
• "Горілка-лимон"
Сергій Проскурня: "Смак. Це перше, що виникає під час титрів..."
Горный хрусталь
• Made in Bavaria
Грязные прелести
Далекі вогні
• Ласкаво просимо до реальності
Сюжет фільму "Далекі вогні" режисера Ганса-Крістіана Шміда (Lichter, 2003) складається з 6 новел, пов'язаних між собою місцем дії — це польсько-німецький кордон.
9 рота
• В Афганистане… С водкой в стакане…
Фильм "9 рота" сработал — и как зрелище, и как патриотически-воспитательное произведение.
Дневной дозор
• "Денна варта": Чи варто дивитися?
Російсько-голівудська фантастика.
Дом летающих кинжалов
• "Шпионские страсти" по-китайски
в "Доме летающих кинжалов".
Дорогая Венди
• "Дорогая Венди"
Убийственно серьезный фильм в стиле вестерн.
Дракула Брэма Стокера
• Влад Цепеш по прозвищу "Дракула"
Дура
• Кассовая "Дура"
Субъективные заметки.
Желари
• Під маскою легкого жанру
Жизнь как чудо
• Жизнь как чудо
На Балканской войне Эмира Кустурицы.
Жмурки
• Жмурики
"Жмурки" Алексея Балабанова: привет из 90-х!
Заложник
• Заложник боевика
Только для поклонников Брюса Уиллиса.
Затоичи
• "Лишь с открытыми глазами я слепну"
"Затоичи", или Слепой массажист Такеши Китано.
• Зламані квіти, режисер Джім Джармуш
Инфекция
• Палата №6
Ужасная "Инфекция" распространяется.
Казанова
• Закоханий Казанова
Шведський режисер-нудяр Лассе Халльстрем ("Шоколад", "Незакінчене життя") створив фільм, який мусить утамувати спрагу романтики.
Капоте
• Холодная кровь
Трумен Капоте — писатель, герой фильма, текст.
Капризное облако
• Гротескный арбуз…
…на "Капризном облаке".
• Короткі зустрічі
Космос как предчувствие
• "Космос как предчувствие"
Туманная история Алексея Учителя.
Кровь и кости
• СКИТАНОние по мукам
"Кровь и кости" — японский фильм на европейский манер.
Легенда Зорро
• Zдорово!
"Легенда Зорро" возвращается и… побеждает!?
Любовь к собакам обязательна
• Кино не для кинологов
Мораль фильма "Любовь к собакам обязательна": в 40 лет жизнь только начинается.
• Малхолланд Драйв
Мандерлей
• Ведь без свободы гибнет человек?!..
Второй фильм "американской трагедии" Ларса фон Триера "Мандерлей" получился хуже "Догвилля".
Мастер и Маргарита
• Судьба его волнует зрителей…
18 декабря украинские телезрители увидели премьеру самого мистического романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".
Матрица
• Дайте нам героев!
Нео и Тайлер: новые боги в фильмах "Матрица" и "Бойцовский клуб".
Мое лето любви
• А девушки созрели
"Мое лето любви" на острове Лесбос.
Море внутри
На перехресті
• Нове українське кіно "На перехресті"
Короткометражний ігровий фільм Олекси Ома.
Набережная Орфевр, 36
• Набережная Орфевр, 36
Отпробуйте голливудское блюдо под французским соусом.
Настройщик
• Мягкое туше
"Настройщика" Киры Муратовой.
Не уходи
• Не уходи
"Мистическая любовная трагедия" от режиссера Серджио Кастелито.
Небо над Берлином
• "Небо над Берлином"
глазами Вима Вендерса.
Невеста седьмого неба
• Любовь на седьмом небе
Быт и бытие ненцев.
Недоверие
• Российский фильм с префиксом НЕДО-
Украинская премьера документальной работы Андрея Некрасова "Недоверие".
Незнайомці в поїзді
• Знайомство в поїзді та обмін трупами
Вибір Андрія Куркова — фільм Альфреда Хічкока "Незнайомці в поїзді".
Необратимость
• Вывернутые наизнанку
"Необратимость" Гаспара Ноэ.
Никто не узнает
• Черное-черное озеро
"Никто не узнает", но в Японии социальных проблем не меньше, чем у нас.
Новая Франция
• "Ой, Канадо, Канадочко…"
Фільм "Нова Франція" — це сага про кохання, вірність, честь та підлість.
Новые сказки братьев Гримм
• "Новые сказки братьев Гримм", или
Детям после шестнадцати.
Носферату: симфония ужаса
• Пир вампира
"Носферату: симфония ужаса" — год 1922-ой.
Остров
• Иллюзия рая
на "Острове" клонов в 2019 году.
Переводчица
• Не понимаю
"Переводчица" Сидни Поллака, Николь Кидман и Шона Пенна.
Пернатый спецназ
• "Пернатый спецназ", или
Голубь выходит на тропу войны.
Пиджак
Pi
• Irrational PIc
О, этот загадочный финал "Pi"!
• Помаранчеве небо
Поміж нами
• Свято поміж нами
Фільм молодшого сина Софі Лорен — Едоардо Понті.
Помни
• Верну на миг воспоминанье!
В фильме Криса Нолана "Помни" головоломка зрителю обеспечена.
Почуття
• Любовний коктейль по-французьки
Які вони, "Почуття" Ноемі Львівські.
Птицы
• Прорвемось!
Птицы
Пустота
• Абсурд и "Пустота" Винченцо Натали
С точки зрения экзистенциализма.
Путеводитель
• Киевские граффити
в "Путеводителе" Александра Шапиро.
Пыль
• О СВОИх2000…
…а также об авторах фильма "Пыль" все, что Вы хотели знать, но боялись спросить.
5 препятствий
• Повесть о совершенном человеке
"5 препятствий": киномикс Ларса фон Триера и Йоргена Лета.
Ромео должен умереть
• Шекспир под музыку хип-хопа
"Ромео должен умереть", или Бессмертный Ромео.
Сволочи
• Им даже не надо крестов на могилах…
Про що замислюєшся після перегляду фільму Олександра Атанесяна "Сволота"? Про сценарій, акторські роботи, трюкі, музику? Мабуть, більш за все — про характери, долі, про життя та про війну.
Сексуальная зависимость
• BillBoard как зеркало сексуальной революции
"Сексуальная зависимость": дебют 25-летнего боливийца Родриго Бельотта.
Софи Шоль: последние дни
• Made in Bavaria
Спритний Філіп
• Під маскою легкого жанру
Страна фантазий
• "Под небом голубым есть город золотой…"
Какой видится "Страна фантазий" корейским аниматорам?
Сумасшедшие гонки
• "Сумасшедшие гонки"
Лидирует "жук" Херби.
• Счастливое число Слевина
• Тачки
Тбилиси, Тбилиси
• "Тбилиси, Тбилиси"
Картина Левана Закареишвили была показана в Каннах в 2005 году.
Тень вампира
• Влад Цепеш по прозвищу "Дракула"
Телец
• Дядя Володя в Вишневом саду,
или Х/ф "Телец" Александра Сокурова.
Трио из Бельвилля
• Фильм не о том, или
О чём молчат герои "Трио из Бельвилля".
Усама
• Косичка, скакалка, паранджа…
Фильм афганского режиссера Сиддика Бармака "Усама".
Фантастическая четверка
• For Fans
"Фантастической четверки".
Хроники Нарнии
• Хроники шкафа
В последний уик-энд 2005 года на экраны страны вышел фильм, созданный по мотивам книги Клайва Льюиса "Хроники Нарнии".
Цикута
• Послевкусие "Цикуты" Александра Шапиро…
…это запрет к широкому прокату в Украине.
Частные хроники
• Идея неигрового кино
Риторические фигуры Виталия Манского.
Че Гевара: Дневники мотоциклиста
• "Че Гевара: Дневники мотоциклиста"
Че-ловечный фильм о вечном революционере.
Человек, которого не было
• Что ты за человек?
"Человек, которого не было" — Джоэла Коэна.
Чикаго
• All that Jazz
Вечно веселый мьюзикл "Чикаго".
Штольня
• Міністерство культури України та український трилер "Штольня"
Репортаж з прес-конференціїї від "Артхаус трафік".
Юрій Косін. Архітектор миті
• Вертикаль часу
"Крайне удачно. Очень успешно…"
• "Крайне удачно. Очень успешно…"
Интервью с генеральным продюсером Кинорынка "Молодость" Андреем Ризоль.
• Цензура у кіно
Фахівців кіногалузі коментують практику заборони фільмів у сучасній Україні.
Product placement
• Product placement — дело сложное...
А какой торговой марке отдает предпочтение Ваш киногерой?
Vaterland. Мисливський щоденник
• Під маскою легкого жанру
• Право на право
• Ключа до кохання немає
І знову п'єса (і вистава) про вічне — п'єса канадського драматурга Кароль Фрешет "Жан і Беатріса" в постановці Київського театру "Ательє 16" під назвою "Ключа немає".
• Три історії кохання Казанови
В основу вистави "Казанова" у виконанні театральної трупи "Ательє 16" (режисер — Ігор Талалаєвський) покладені драматичні твори Марини Цвєтаєвої.
• Чекання, тривалістю у вічність
Своє бачення п'єси "Чекаючи на Годо" С.Беккета продемонстрували литовський режисер Лінас Зайкаускас і театральна трупа "Ательє 16".
• "Скляний Звіринець". Пошуки сенсу у двох діях
Постановка Київського театру "Ательє 16", режисер — Ігор Талалаєвський.
• Елена Образцова: "Бог избавил меня от зависти…"
Интервью с оперной дивой.
• Вистава для тих, кому за 30
Ежен Йонеско "Стільці" в інтерпретації Д.Ц.Т.Д. + інтерв'ю з режисером та актрисою Ларисою Паріс.
• Три сестры военных лет
Малоизвестные страницы юности великого российского артиста Кирилла Лаврова — дебют в деревенском клубе на Вятке.
• Чорна драма
"Роберто Зукко" — остання п'єса Бернара Марі Кольтес, Режисер Дмитро Богомазов.
• "Белая ворона", или
Краткий очерк о революциях, девственницах и киевских антрепризах.
• "Весь Шекспир — за один вечер", или
Спектакль-микс от Виталия Малахова.
• "Приховане кохання", или Нестареющая "Элоиза"
Пьеса Эрика Эммануэля Шмидта "Загадочные вариации" в интерпретации Алексея Кужельного.
• "Весь этот маскерад…" 3
Драма Лермонтова как драма бесовщины. Интерпретация.
• Корейська намистинка
Попри всю екзотику того, що відбувалося на сцені, справжня "східність" відчувалася в іншому.
• Три сестры и две женщины
В Киеве игрались немецкий спектакль "К трем сестрам" и литовский "Шелк".
• "Весь этот маскерад…"
Лермонтов по прозвищу Маешка в анекдотах.
• "Крок до самих себе..."
Вистава "Палімпсест" за віршами та листами Василя Стуса: розмова з актрисою.
• "Весь этот маскерад…"
• Отец и сын, или Все его сыновья |
Повна карта розділів: Арт: 1 2 Книжки: 1 2 3 4 5 6 7 Кіно та театр: 1 2 3 4 5 Музика: 1 Цікаве: 1
|
|
Татьяна СМЕРТИНА.
Октябрь 24, 2005 г., понедельник.
Путешествие детей интерната Малого оперного театра из блокадного Ленинграда в село Сорвижи на Вятке и обратно
В официальной истории Великой Отечественной войны таким сёлам, как вятское Сорвижи, не нашлось и вряд ли найдётся место: там не было громких сражений, да и вообще сражений не было. Но Сорвижи останутся в Истории. Истории человеческих судеб, связанных с самым великим испытанием страны. У войны — много лиц. Самое горестное, самое разрывающее душу, но и самое просветлённое — детское. Текст, который Вы прочтёте, не предназначался для публикации. Это личный документ. Это воспоминания, написанные "на добрую память" и во имя памяти тех, кого называли "дети войны". И для Памяти — той самой, всеобщей, которая и делает нас нацией, народом.
Татьяна Смертина:
Мама в Сорвижах скончалась 3 марта 2002 года. На моих глазах. Прожила Екатерина Сергеевна 78 лет.
Вела переписку со знакомыми из Ленинграда — были эвакуированы во время войны в село Сорвижи (Арбажский район, Кировская область). Перебирая письма, нашла их петербургский адрес и сообщила о кончине мамы. Старые письма и фотографии бережно положила в личный архив.
В марте 2003 Антонина Николаевна, с которой переписывалась мама, послала Воспоминания о военном времени, что написала с сёстрами Натальей и Татьяной. Написано от руки, как личное письмо — мне на добрую память. Но думаю, маленький исторический документ Прошлого имеет особую ценность, если связать воедино три Времени. Есть в этом нечто волнительное, трепетное, местами сжимает душу до дрожи. Ленинград, небольшое село Сорвижи, Великая Россия, судьбы простых и знаменитых людей — всё едино, всё слито в общую Судьбу, вписано в одну книгу Бытия, а её читать — не мне одной.
| Эвакуация детей из Ленинграда. 1941 г.
|
Из воспоминаний сестёр Волковых сделала литературную запись, получился документальный исторический рассказ.
Если бы всечеловеческая Память имела схожесть с Интернетом, то, чтобы выдала Память ниже написанное, странные слова надо ввести в строку поиска:
Сорвижи… Ленинград… Три сестры… Оперный театр… Сорвижский клуб… Золушка… Великая Отечественная…
Антонина, Наталья и Татьяна Волковы:
"22 июня 1941 года в 11 часов утра все радиостанции Советского Союза передали сообщение министра иностранных дел В.М. Молотова о вероломном нападении фашистов Германии на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.
27 июня у секретаря Ленинградского обкома и горкома партии А.А. Жданова состоялось совещание секретарей и членов бюро горкома, представителей Военного Совета. Создан штаб местной противовоздушной обороны, который приказом №1 установил сигналы воздушной тревоги. Заводам, фабрикам, паровозам и пароходам запрещалось подавать гудки, кроме гудков оповещающих население о воздушной тревоге.
На совещании принято решение о создании комиссии для руководства эвакуацией населения из Ленинграда, прежде всего детей, а также учреждений, оборудования предприятий и материальных ценностей.
Эвакуация детей осуществлялась отделами народного образования и предприятиями города.
Наш интернат был организован объединением Малого оперного театра и театра Ленинградской эстрады.
Возглавила интернат актриса театра и эстрады Ольга Ивановна Гудим-Левкович. Мама известного ныне актера Кирилла Юрьевича Лаврова. Определили места назначения эвакуированных. Нас решили поселить в Новгородской области, которая тогда считалась безопасным районом страны.
| Ольга Гудим-Левкович, мама Кирилла Лаврова. 1945 г. (фото из личного архива К. Лаврова)
|
Детей вывозили железнодорожными составами в пассажирских вагонах. Мы выехали из Ленинграда 5 июля 1941 года вечером.
Дети разного возраста, от маленьких дошколят до старшеклассников. Лето жаркое. Все легко одеты. Зимних вещей с собой не брали, считали — отправляют на летний сезон, а там и война кончится.
Очень скоро иллюзии рассеялись.
Разместившись в вагонах, мы быстро познакомились друг с другом и поехали в далекое путешествие, как старые друзья. Мы — три сестры: Антонина — 13 лет, Наталья — 12 лет, Татьяна — 3,5 года.
На станцию Лычково Новгородской области прибыли на следующий день. Менее суток езды от Ленинграда. Нас ждали, накормили в столовой, разместили на ночлег в здании школы. Было душно, малыши плакали, просились к маме. Мы, старшие, не спали. Лёжа на полу о чем-то разговаривали. Слышали гул самолетов, даже увидели крылатую машину — пронеслась с рёвом на бреющем полете. Стояли белые ночи.
Утром ничто не предвещало тревоги. Позавтракали в той же столовой и стали ждать автобусы, на которых нас хотели отвезти на окончательное место жительства — озеро Селигер. Автобусов долго не было. Нас повели на обед.
Навстречу шли усталые, запыленные и вспотевшие красноармейцы. Увидев большую толпу детей, с недоумением спросили:
— Вы откуда здесь? Куда направляетесь?
Мы беззаботно и радостно отвечали:
— На озеро Селигер!
— Там же немцы!
Это известие ошеломило. Наши войска отступали.
В спешном порядке нас загрузили в вагоны поезда, и эшелон тронулся. Оказалось, в районе станции Лычково высажен большой немецкий десант. В этом же районе находилось около 6 тысяч ленинградских детей. Большинство из них удалось спасти, но многие дети были расстреляны с бреющего полета. Нашу группу спасло обстоятельство, что не было автобусов — поэтому нас первым эшелоном вывезли из Лычкова.
Путь до станции Котельнич продолжался 15 суток. Поезд часто и подолгу простаивал на запасных путях, в тупиках, пропуская эшелоны с ранеными красноармейцами и военной техникой для фронта.
Запаса продовольствия не было. За кипятком старшие ребята бегали на остановках. Хлеб, сушки, печенье удавалось купить в магазинах железнодорожников. Все понимали серьезность и ответственность положения и шли навстречу нашим руководителям, чтоб обеспечить нас едой.
Маленькая сестренка Таня плакала, обнимала нас и причитала:
— Кушать хочу, к маме хочу, — и снова плакала.
Мы сами были голодны и тоже хотели к маме. Всю жизнь мы жили неотлучно при ней — мама не работала и много внимания уделяла нашему воспитанию. Учились все трое (еще старший брат) на отлично. Поэтому в кинотеатре, рядом с нашей школой, висели на доске почета наши фотографии. Мама с папой ходили в кино и даже смущались, когда многие смотрели в их сторону, некоторые подходили и поздравляли. Мама говорила:
— Приятно видеть фотографии мордашек моих детей на доске почета.
Наконец, Котельнич. В здании деревянного, еще дореволюционного, вокзала нас накормили обедом и очень скоро по Вятке на пароходе отправили в Сорвижи. На пристани густо толпился народ. Нас ждали. На лошадиных подводах повезли в село. Всё удивляло и поражало необычностью: крутой берег Вятки, обросший елями и березами, глинистая дорога вдоль реки, подъем на холм, село с деревянными рублеными домами и необычайно красивая церковь.
| Сорвижская церковь. 2002 г. (фото Татьяны Смертиной)
|
По селу, плача и причитая, нас сопровождали женщины-сельчане. Горе у всех было общее.
Первое место, где нас поселили, село Кормино. Школьников разместили в здании школы — бывшая каменная церковь, а дошколят — в просторном деревянном доме. Спали на полу, на набитых сеном тюфяках. После долгой дороги хорошо выспались.
Утром, когда вышли на улицу, увидели — нас ожидают местные женщины, которые принесли разную снедь: ватрушки с картошкой, молоко, яйца, молоко с творогом (грудки). Щедро нас угощали. Тогда они еще имели эту возможность. Позднее — сами жили впроголодь.
Преклоняемся и чтим память о них, благодарим всех.
В интернате сразу организовали горячее питание. На берегу пруда сложили местные жители из кирпича плиту, а кухарничала певица театра Лидия Петровна Горюнова. Варили молочный суп с рисом, кашу из ржаной муки (заваруху), горох, овес. Рядом с кухней, в молодой рощице, уродилось много грибов, мы собирали, и Лидия Петровна безотказно готовила грибовницу и грибную селянку. Хлеб давали по норме. Мяса, конечно, не было.
В сельском хозяйстве требовались рабочие руки. Нас научили дергать лён, вязать снопы и ставить их шалашиком. Работали с удовольствием, сознавая причастность к настоящему делу.
Учебный год начали в селе Сорвижи, куда всех переселили. Интернат занимал несколько зданий. Учились в местной Сорвижской школе-десятилетке. Домашние уроки готовили за большим общим столом при керосиновой лампе. Иногда при коптилке. Учителя относились к нам сочувственно, но и строго.
Первая зима была очень трудной. Одеты по-летнему, но постепенно нас обеспечили теплой одеждой, выдали валенки. В этом, конечно, была заслуга нашей Ольги Ивановны и местных властей.
Некоторым детям, в том числе и нам, родители сумели прислать теплые вещи в посылках. Как это удалось, не знаю, но почта работала бесперебойно, связь была даже с блокадным Ленинградом — 8 сентября 1941 года вокруг города сомкнулось вражеское кольцо. Мы жили в ожидании писем от родителей, постоянно бегали на почту. Сами тоже писали домой обо всём. Родители не сообщали об ужасах блокады, тяжело переживали разлуку с нами и утешали тем, что ужасы войны скоро кончатся, что мы должны хорошо учиться и выполнять всё, что от нас требуется: слушаться старших, быть опрятными и дружелюбными. Радовались, что мы сыты и здоровы.
1942 год — страшный! Мама из Ленинграда написала, что в марте умер братишка, 15 лет. В апреле умер папа. Оба умерли от голода. Мама умерла в августе. От голода. Мы остались сиротами. Подобные письма получали и наши товарищи. Горе сплачивало, мы рано взрослели.
Кроме Кормино и Сорвижей, жили в Шаранице, учились одну зиму. Наших дошкольников отделили от нас — жили в Чекушах. Потом объединили, и все снова вернулись в село Сорвижи. Менялись не только места проживания, но и директора интерната. Ольга Ивановна уехала к месту эвакуации театра эстрады.
Живя в Сорвижах занимались крестьянскими работами, копали картошку. Выезжали в деревню, поближе к картофельному полю, там квартировали. Днем работали. Начало учебного года перенесли на октябрь.
Жизнь в интернате обустраивалась. У нас были обязанности по самообслуживанию: носили воду, пилили и кололи дрова, дежурили на кухне, топили баню.
Со временем интернат завел свое хозяйство. Новый директор Александра Александровна Кукушкина была энергичной и предприимчивой. Интернату выделили большой участок пахотной земли в пределах села. Мы обрабатывали эту землю: носили навоз, вскапывали, садили картофель, лук, морковь. Посадочный материал добывала Александра Александровна. Хорошее подспорье — какое-то время кормились овощами своей земли.
Интернат завел корову. Молоко давали детям со слабым здоровьем. Приобрели лошадку Савраску, мальчишки ухаживали за ней. Савраска была хорошей помощницей.
Когда жили в Шаранице, Анна Абрамовна — директор школы, организовала праздник 7 ноября. Для интернатских необычно: кроме торжества в школе, нас пригласили в семьи местных детей-одноклассников. Женщины, крестьянки, радушно приняли нас, угощали в меру своих возможностей. Мы почувствовали домашнее тепло.
Несмотря на трудное военное время, страна заботилась о детях (пишем без пафоса). Одна из нас, троих сестер, (Наташа) была болезненной девочкой, вспоминает:
"Хорошо помню, как нас, группу детей нескольких детский учреждений Арбажского района, возили в г. Советск на рентген, это не близкий путь. В 1942 году двоих детей, меня в том числе, отправили в специальный детский санаторий в Трёхречье. Лучших учеников школы премировали путевками в здравницу поселка Просница Просненского района — там отдыхала старшая сестра Антонина".
Время шло. В селе Сорвижи проходил призыв молодежи в армию. Устраивали проводы. Призывники разъезжали по селу в розвальнях, распевая частушки: Скоро, скоро нас погонят
До Котельнича пешком,
Наденут серые шинели,
Подпояшут ремешком.
Мы не знали этих ребят. Кто из них вернулся, кто погиб?
Старших мальчиков из эвакуированных, подлежащих призыву, — тоже мобилизовали.
Январь, 1943. Прорвали блокаду Ленинграда. Город в разрухе. Правительство приняло решение о восстановлении разрушенного. С этой целью из интернатов возвратили старших школьников в Ленинград. Их потом направляли в училища трудовых резервов, обучали профессиям столяров, плотников, штукатуров, маляров. Училища — на государственном обеспечении: форма, питание, общежитие. Наши старшие ребята уехали.
Уехала старшая из нас, сестер, — Антонина.
Жизнь в интернате не сводилась только к обустройству и учёбе в школе. В свободное время занимались самодеятельностью. Учили стихи о войне: Исаковского, К. Симонова, А. Суркова, О. Бергольц. Разучивали песни военных лет. Выступали в клубе на праздничных концертах.
В Сорвижском клубе ставили опереточные спектакли-сказки: "Снегурочка" (роль снегурочки играла сестра Наташа), "Золушка". Спектакль "Золушка" богато оформили. Под руководством взрослых сшили бальные платья, как в настоящем театре. Из чего шили, где брали материал, не запомнилось. Лишь осталось в памяти — красовались очень нарядные. В спектакле использовали много музыки Джузеппе Верди. Арии пели на свои сказочные слова. Роль Золушки исполняла Сима Киселёва, она очень хорошо пела. Исполняли бальные танцы: полонез, мазурку.
Всё это разучивали с нами профессиональные служащие Лениградского театра, которые хорошо знали разные виды театрального искусства.
В Сорвижском клубе, где ставили спектакли, было всегда полно народу. Нас очень хвалили. Всё проходило на таком высоком уровне, что один из сорвижских спектаклей решили поставить в Вятке — выехать на гастроли. Но… Грянула Победа! Планы изменились.
9 мая 1945. День Победы. Очень рано утром, еще затемно, стук в дверь разбудил нас. Лия Таширева, наша сверстница, ворвалась с криком:
— Война кончилась!
Радость и слёзы.
Радио в Сорвижах не было. Семья Таширевых жила около почты. Они первыми узнали о Победе от служащих почты.
| Деревянное здание почты (действующее и ныне), куда приходили письма из блокадного Ленинграда. Сорвижи, 2004 г. (фото Татьяны Смертиной)
|
16 июня 1945. Мы уезжали в Ленинград. Пароход на Вятке, отчаливая от сорвижской пристани, дал прощальный длинный гудок. Нас провожало всё село, стояли на берегу.
Мы плакали.
Что с нами стало. Ребята из трудовых резервов работали на восстановлении города, позднее — доучивались в вечерних школах, техникумах, институтах. Продолжая работать во время учебы — стали классными специалистами.
Среди интернатовцев врачи — Виктория Гербаневская, Татьяна Волкова (младшая из сестер).
Учителя — Галина Чернобильская, Наталия Волкова (историк, средняя сестра).
Преподаватели институтов — Маргарита Мартыненко (биолог), Валентина Мартыненко (физик).
Из интернатовцев вышли — инженеры, люди театрального, музыкального, художественного искусства.
Янина Чернявская — музыковед.
Юрий Покровский — архитектор.
Кирилл Юрьевич Лавров — народный артист СССР, Герой труда, почетный гражданин Петербурга. Его семья (дочь, сестра, племянник) — актеры. Дебютировал Кирилл Лавров — на сорвижской сцене, в деревянном клубе.
Вера Костионова — всю жизнь проработала художником-осветителем и реквизитором сцены в Малом Оперном театре Ленинграда, который организовал нашу эвакуацию.
| Кирилл Лавров, Вера Ефимова (слева) и Тамара Задольская в спектакле "Спичка меж двух огней". Село Сорвижи, Сорвижский клуб, 1942 г. (фото из личного архива К. Лаврова)
|
Сейчас мы все на пенсии. Исключение — К.Ю. Лавров — известный артист, общественный деятель, уважаемый и любимый петербуржцами, директор Драматического театра им. Товстоногова.
Сейчас мы не устраиваем больших традиционных встреч, но общаемся друг с другом по телефону, держимся небольшими группами, с кем особенно близки. Поздравляем друг друга с праздниками, всегда готовы прийти на помощь, если надо.
Говорят, без Прошлого нет Будущего. Не знаю, насколько это верно, но уверена, что прошлое побуждает нас к размышлению, обогащает, помогает оценивать настоящее и жить полной жизнью.
Встреча в Сорвижах — 30 июля 1977. Нам посчастливилось в 1977 году вновь побывать в Сорвижах. Мы уже взрослые, наши дети старше нас, чем мы в годы войны.
Приехали на традиционную "Встречу выпускников Сорвижской школы всех лет" по приглашению — послала приглашения Екатерина Сергеевна Гарифова, в девичестве — Кислицына (Царствие ей Небесное).
Взволнованные, счастливые, мы, при подъезде на автобусе к Сорвижам, увидели Сорвижскую церковь, радостно вскочили, зашумели. Пассажиры удивились, они не знали — мы возвращаемся в детские годы спустя 35-37 лет!
Сорвижане встретили тепло, приветливо, как родных. Екатерина Сергеевна разместила нас в интернате, дали постели, принесли чай, сладкое.
На следующий день были на торжественном собрании в том самом Сорвижском клубе, где ставили спектакли. Многие выступали. Сорвижанин Иван Матвеевич Сысолятин прочитал свои стихи, где упомянул ленинградских девчат.
Читала свои стихи дочь Екатерины Сергеевны — Татьяна Смертина, известный российский поэт.
От имени нашей ленинградской делегации выступила Наталья Николаевна (средняя сестра), учитель истории. Вкратце описала нашу жизнь в Сорвижах. Благодарила учителей, которые дали нам знания — в Ленинграде мы легко поступили в высшие учебные заведения.
Встретились с одноклассниками. Юрий Смирнов, сын учителя по географии, его жена Надежда. Радость встречи. Юрия и Надежды, к сожалению, сейчас нет в живых, но мы их помним (Царствие им Небесное).
После сбора по группам, дружно (по традиции Сорвижской школы) отправились на Вятку, взобрались на Нагорскую гору, пели там песни, частушки. Местные друзья удивлялись, откуда знаем эти частушки? А мы помним, пели давным-давно. Веселье звенело вдоль реки. Выкупались в Вятке.
Перед отъездом нашего автобуса в Котельнич, директор школы Василий Петрович Чешуин устроил застолицу. Посидели за столом, пожелали друг другу добра. Время расставаться. С грустью покидали Сорвижи, друзей. Провожало много народу.
А летом 1995 года Кирилл Лавров посетил Сорвижи. Мальчиком был эвакуирован, прожил здесь полтора года, считает Сорвижи второй родиной. И снова, как в детстве, выступал со сцены Сорвижского клуба.
Таинственная и знаменитая дощаная сцена. На ней Лавров сыграл свою первую роль в водевиле Соллогуба "Спичка меж двух огней".
Его слова в интервью из Арбажской районки:
"Я еще раз убедился, что Россия, Русь — вот она где. Она не в Москве, не в Петербурге, она — здесь, настоящая, корневая Россия".
Такова наша связь с Сорвижами, которая нам дорога, и мы сорвижан никогда не забудем.
| Второй слева — дом Т. Смертиной. От него к лесу идёт тропа к Сорвижскому ключу, куда в военное время и нынче ходят за хрустальной водой. 2002 г. (фото Татьяны Смертиной)
|
Танечка, мы посылаем Вам на добрую память эти воспоминания.
Думаем, Вам понравятся, и тронет Вас наша жизнь в годы войны в далеком селе Сорвижи. Привет от бывших эвакуированных и нас. Три сестры — Антонина, Наталья, Татьяна. Март 2003. Санкт-Петербург".
Татьяна Смертина:
Милые, родные, Антонина Николаевна, Наталья Николаевна, Татьяна Николаевна! Далёкое поколение моей мамы, Екатерины Сергеевны!
Что сказать мне, сорвижанке, которая родилась после войны? Спасибо Вам за то, что Вы есть, что Господь Вас хранит, что помните село Сорвижи.
Ваше Былое, хоть меня тогда не было на свете, волнует душу, словно это часть моей жизни.
Бывшие эвакуированные — тоже сорвижане. Еще мне удалось (в 2005 году) узнать, что в Сорвижах во время войны проживали:
Евгения Арт-Аш — дочь ленинградского поэта, училась в Сорвижской школе: отец остался в Ленинграде, выжил блокаду.
Ксения Григорьевна Бохан. Во время В.О.В. с 1942 по 1943 была директором Сорвижской школы.
Петр Гнедич. Актер, во время В.О.В. был эвакуирован из Ленинграда и проживал в Сорвижах, выступал в Сорвижском клубе: был номер с говорящей куклой Сенькой (чревовещание).
Юрий Ефремов. Учился с моей мамой Екатериной Сергеевной Кислицыной в одном классе. Осенью 1941, когда весь класс работал на уборке картофеля возле деревни Кисляки, ему и еще нескольким ребятам из маминого класса принесли повестки на фронт, т.к. исполнилось 18 лет. Дальнейшая судьба мне неизвестна.
Харлап Крахмальникова. Актриса художественного слова, во время В.О.В. была эвакуирована из Ленинграда и проживала в Сорвижах.
Петр Муравский. Известный в довоенное время конферансье в Ленинграде, во время В.О.В. проживал в Сорвижах. После его отъезда в Сорвижах шутили, что в магазине не осталось одеколона: любил прыскаться одеколоном.
Антонина Сергеевна Киселёва. Цыганка, очень хорошо пела, была эвакуирована в Сорвижи с цыганским ансамблем и своей семьей из блокадного Ленинграда. Весь цыганский ансамбль некоторое время (1942-1944) проживал в Сорвижах, выступали в клубе. Антонина Сергеевна работала в Сорвижском интернате кастеляншей. Ее муж — был 2-ой гитарист Ленинграда, в Сорвижском клубе они исполняли музыкальные номера и песни на цыганском языке. Их дочь — Серафима Киселёва училась в Сорвижской школе, чудесно пела. Еще у них были два маленьких сына, эти кудрявые цыганята огнисто плясали в Сорвижском клубе. Их всегда вызывали "на бис".
Галина Чернобильская (о ней упоминали сёстры Волковы). Она дружила, а потом вела переписку с сестрой моей мамы Надеждой Сергеевной Кислицыной и послала ей 16 июня 1949 фото на память, где запечатлена школьницей с косами. На фото девичья подпись, чтобы подруга Надя ее не забывала. Фото хранится в моем архиве. Надя и не забывала, но после В.О.В. она работала на вятском лесосплаве, несколько раз обрывалась в ледяную воду по грудь, смеясь сушилась у костра с девчатами — и снова за работу: катали брёвна. Далее — надсада, простуда, туберкулёз легких и кончина в 32 года.
| Надежда Сергеевна Кислицына, сестра мамы Т. Cмертиной. 1946 г. (фото из личного архива Т. Смертиной)
|
В заключение хочу добавить от себя мимолетные воспоминания моего поколения, вероятно, накрепко связанные с Прошлым. А уж с дощаной сценой Сорвижского клуба — точно.
Сорвижский клуб
Где когда-то ставили спектакли эвакуированные… Много-много лет спустя, восьмилетняя, с этой сцены начала читать свои первые стихи. Читала стихи Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина. В свои школьные годы участвовала во всех спектаклях. Ставили Шекспира, Островского и пр.
Нравилась роль Алёны в "Песне про купца Калашникова". По глубокому снегу, утопая в нем и падая, с распущенными волосами, оббегала вокруг клуба и врывалась в дверь, расталкивая теснившихся зрителей, бежала по залу на сцену и бросалась "мужу" в ноги… В зале ревмя ревели женщины от сопереживания. Купца играл одноклассник Серёжа Сердцев: глянет на меня — слова забывает. А я время тяну, от себя слов добавляю.
Ставили "Маленькие трагедии" Пушкина, даже греческие трагедии.
Помню, приехало удивленное начальство и выругало, что "в сорвижском репертуаре нет классовой направленности", что комсомольцам и пионерам любовные страсти вредны. Была пионеркой.
Они уехали, мы за старое, за своё. Завклубом была прекрасная женщина — Любовь Георгиевна Долгополова.
Учась в школе не подозревали, что репертуар Сорвижского клуба пошел по особой "своей колее" со времен войны. И сдвинули сорвижан на эту колею — эвакуированные ленинградцы.
Конечно, я истово погнала лошадей в сторону Поэзии — сорвижская публика не сопротивлялась. Когда мне пришла идея ставить "Демона" (сценарии придумывала) — было кому слушать постановку и смотреть хоть сто раз подряд.
Букет лютиков
Под занавес — расскажу случай, воспринимайте, как хотите. Мои школьные годы. Самый разгар постановок Шекспира в Сорвижском клубе. И вдруг новость — настоящие артисты едут в село!
Старожилы, видимо помня военное время и спектакли эвакуированных, ворчали:
— Сейчас вам настоящие артисты утрут носы, покажут! Вы, мелюзга, настоящих еще не видали! Раз не видали настоящих, не умеете на сцене играть по настоящему.
В клуб набилось народу — не протиснуться. Из Шараницы прикатил автобус со зрителями. Из Кормино и Арбажа приехали. Поглядеть на настоящих. И мы — тоже задыхаемся от волнения: поглядеть бы!
Помню актёрскую группу (теперь понимаю — шабашили по провинции), не знаю кто и откуда. Конферансье (под хмельком) вышел на сцену с букетом лютиков и сказал, что после концерта подарит их самой лучшей доярке. Народ у нас добрый, смолчали. Хотя многие подумали: "Сорняки-то…"
Не это главное, а спектакль. Ждали. Стали они разыгрывать юморески — зал не смеется. Ждет. Конферансье за анекдоты, со всякими намёками, из кожи лезет — молчит зал. Чего-то ждут. Наконец, пьеса. Без музыки и бальных платьев, не поют, не читают стихов — пьеса про колхозников, про вымпелы и надои молока, что не надо убегать из колхоза, словно вслух газету читают — сорвижане совсем скисли. Народ добрый, стеснительный, вежливо хлопают. А лица каменные. Уставший конферансье решил — группа отработала своё, но зал странный. Всё же заявил:
— А теперь из моих рук букет самой лучшей доярке.
Наступила тишина. Смотрят, не шевелятся.
Конферансье не вытерпел:
— Друзья мои! Кому букет?
Один мужик встал и поспешил к выходу, да не скоро выйдешь. Конферансье обрадовался:
— Вы куда спешите? Я думал, вы на сцену — слово сказать или за букетом!
Мужик повернулся, растерялся:
— Спасибо. Хороший концерт. Спасибо. Хороший. Только пьеса…
— Что пьеса? Задела? Подцепила? — конферансье поднял брови.
— Я не понимаю в пьесах, — забормотал мужик, — ничего не понимаю! Вот если бы…
— Что, если бы? — улыбнулся конферансье.
— Ну если бы Шекспир, тогда понятно. А в пьесах мы не понимаем.
Конферансье, давясь от смеха:
— Шекспир?! И чего из Шекспира вы желаете?
— "Гамлета", — сказал мужик упавшим голосом. — Когда он, Гамлет, спрашивает у нас со сцены: "Быть или не быть?", так бывало, целую ночь об этом думаешь… И чего посоветовать? — мужик бесхитростно развел руками.
До конферансье сразу и не дошло (хотя и после — едва ли), он, не зная что сказать, увидел бабку на первом ряду и пристал:
— А вам что нравится?
Бабка так перепугалась, что тоненьким голоском выкрикнула сходу:
— Мне! Это!
— Что — это? — конферансье наклонился к ней со сцены.
— Как перед сном молилась Богу… — уже еле слышно прошептала бабка.
Расходились по домам в потемках. Лютики артисты возле клуба выбросили, где и нарвали.
| Вход в Сорвижский клуб. 2001 г. (фото Татьяны Смертиной)
|
Многим старожилам не спалось в эту ночь. Что за тоска клубилась в их душах? Какие воспоминания всплывали в памяти?
Прочитав воспоминания трех сестер, не стоит и объяснять.
Мое школьное время — тоже стало Прошлым, в Сорвижи приезжаю раз в год. Многое изменилось. Телевизор ежедневно навязывает другое восприятие мира. Еще острее для сорвижан стал вопрос: "Быть или не быть?" Произошла драматическая смена поколений. Это — уже иные воспоминания…
Но нить Бытия не оборвется, потому что тянется через души — ушедших, живущих, и тех, кто завтра явится в эту жизнь.
Март 2003 года
Документальный рассказ Татьяны Смертиной "Три сестры военных лет" опубликован в сокращённом варианте в следующих изданиях:
Районная газета "Арбажские вести" 8 мая (№55-56) — 2003.
Газета "Культура" 8-14 мая (№17-18) — 2003.
Журнал "Всерусскiй Соборъ". — Санкт-Петербург. — №2(4). — 2003.
Информационно-аналитический портал "Наша Вятка" http://www.nashavyatka.ru
|