анонсы статей

ЛАСКАВО ПРОСИМО ДО РЕАЛЬНОСТІ

Зважаючи на складну систему підтекстів та ідей, створену режисером Гансом-Крістіаном Шмідом "Далеких вогнів", приємно дивуєшся тому, що чималою мірою "сконструйований" сюжет не відгонить неправдоподібністю або схематичністю.

полный текст здесь

В ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ, КАК В ПЕРВЫЙ РАЗ

Вот уже в четвертый раз г-н Майк Ньюэлл пошел по пути наименьшего сопротивления: он не стал снимать "все подряд", экранировал самые яркие эпизоды: битву трех волшебников, "свидание" Поттера с Тем, Кого Нельзя Называть, и… вот, пожалуй, и все.

полный текст здесь



"ТБИЛИСИ, ТБИЛИСИ"

Картина является участником Международного кинофестиваля в Каннах в 2005 году.

Герой картины Дато снимает фильм о Тбилиси, рассказывая о представителях самых незащищенных слоев общества, для которых лучший выход — смириться со своим на жалким существованием.

полный текст здесь

КИЕВСКИЕ ГРАФФИТИ

А каким бы был "Путеводитель" Александра Шапиро, сними Сергей Параджанов в 1965 году свои "Киевские фрески"? И появился бы шапировский проект вообще?

полный текст здесь



"СКЛЯНИЙ ЗВІРИНЕЦЬ". ПОШУКИ СЕНСУ У ДВОХ ДІЯХ

Якби Шекспір жив у наш час і потрапив на виставу американського драматурга Теннессі Уільямса "Скляний Звіринець", він неодмінно б прийшов до висновку, що життя — це звіринець, а люди в ньому — звірі.

полный текст здесь

В ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ, КАК В ПЕРВЫЙ РАЗ

Вот уже в четвертый раз г-н Майк Ньюэлл пошел по пути наименьшего сопротивления: он не стал снимать "все подряд", экранировал самые яркие эпизоды: битву трех волшебников, "свидание" Поттера с Тем, Кого Нельзя Называть, и… вот, пожалуй, и все.

полный текст здесь

КИЕВСКИЕ ГРАФФИТИ

А каким бы был "Путеводитель" Александра Шапиро, сними Сергей Параджанов в 1965 году свои "Киевские фрески"? И появился бы шапировский проект вообще?

полный текст здесь

ПОСЛЕВКУСИЕ "ЦИКУТЫ" АЛЕКСАНДРА ШАПИРО…

Если Вы не любите философий, умствований, сцепленных в одном речевом потоке фраз вроде "философские оппозиции" и "мутить одному или совместно", то конфетка-завлекаловка — наркота и матершинность — не помогут.

полный текст здесь

IRRATIONAL PIC

О, этот загадочный финал "Pi"! Мы вопросительно таращимся в экран, а Дарен Аранофски устами китайского младенца восклицает напоследок: "I've got it! What' the answer?", подначивая нас разгадать загадку…

полный текст здесь

АБСУРД И "ПУСТОТА" ВИНЧЕНЦО НАТАЛИ

Герои фильма канадского режиссера "Пестота" — Дэйв и Эндрю — нашли способ справиться с трудностями — нужно просто возненавидеть их. Очень-очень сильно возненавидеть. И они исчезнут.

полный текст здесь

КАССОВАЯ "ДУРА"

О многом я могла задуматься после просмотра фильма "Дура". Но, к сожалению, из этой картины второго "Человека дождя" не вышло. А что вышло? Пожалуй, вышел очередной кассовый movie. Фильм, который завтра забудут.

полный текст здесь

КИНО НЕ ДЛЯ КИНОЛОГОВ

Главная идея фильма "Любовь к собакам обязательна" правильная и психологически верная: после сорока жизнь только начинается, как говорила оказавшаяся почти в такой же ситуации героиня советского блокбастера "Москва слезам не верит".

полный текст здесь

ЧЕЛОВЕЧНОСТИ — ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ

Определенно, фильм "Билет на поезд" — детище 11 сентября в Нью-Йорке. И это несмотря на комичных ситуаций, романтические полеты фантазии, колоритных отвязных хлопцев-шотландцев, без стеснения "порющих", что в голову взбредет.

полный текст здесь

"ДОРОГАЯ ВЕНДИ"

Пока не объявилась настоящая Венди, я до последнего момента думала, что в "Дорогой Венди" Томаса Винтерберга нас ожидает романтический рассказ о первой любви двух подростков.

полный текст здесь



СКИТАНОНИЕ ПО МУКАМ

Одной из впечатливших меня особенностей картины "Кровь и кости" является чрезвычайный такт, с которым показаны межнациональные корейско-японские взаимоотношения, на самом деле являющие собой большую межгосударственную проблему.

полный текст здесь

архив статей о кино и театре

можна подивитися тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
Дайте нам героев!

Татьяна KОЛОМЕЙЦЕВА, Екатеринбург.
Декабрь 12, 2005 г., понедельник.

Ежегодно в США снимаются сотни кинокартин. Многие собирают миллионы долларов. Такие фильмы смотрят, обсуждают, хотят увидеть еще и еще раз… или забывают. "Матрица" и "Бойцовский клуб" — ленты, которые вряд ли забудут в ближайшие лет пятьдесят. И они уж точно войдут в учебники по истории кинематографии: "Матрица" — во многом из-за особой съемки и спецэффектов, "Бойцовский клуб" — благодаря яркой психологической и духовной начинке.


Бойцовский клуб
Но не только особый успех объединяет две картины. Главные герои — вот интересный аспект для сопоставления. Нео и Тайлер не просто запоминающиеся персонажи. Они центры идейного притяжения для других действующих лиц. Они новые боги в действительности, созданной братьями Вачовски и Дэвидом Финчером. Причем появление таких персонажей предопределено всей логикой миров, что мы видим на экранах.

А миры эти прямо-таки взывают к появлению того, кто бы дал смысл действиям их обитателей, причем смысл практический, осязаемый, даже глобальный. В "Матрице" жизнь Морфиуса, Тринити и других персонажей — освободителей планеты от господства искусственного интеллекта происходит в поисках Нео — того, кто положит конец иллюзорному благополучию. Да и в "придуманной" реальности не так все гладко, как кажется на первый взгляд: словно симптомы смутной жажды свободы появляются там люди, которые сначала задаются вопросом: "Что такое матрица?", а потом пополняют команду Морфиуса, чтобы бороться с виртуальными сетями, накинутыми на Землю.


Матрица
Примерно такими же сетями окутана реальность в "Бойцовском клубе". У братьев Вачовски роботы превращают людей в электрическую энергию, отнимая у них жизнь. А Дэвид Финчер показывает, как крупные бизнесмены наживаются на автомобильных катастрофах, ухитряясь извлекать выгоду даже в случае аварий со смертельным исходом, а "менеджеры среднего звена" помогают им в этом.

Истеблишмент задает тон не только в работе, но и в частной жизни обычных людей. Ты начинаешь определять день недели по цвету галстука своего босса. Затем покупаешь модную мебель, далее идет стильная бытовая техника, а потом ты становишься рабом собственной милой и уютной квартиры. И это в лучшем случае. В худшем — у тебя не будет денег на все эти необходимые безделушки, и тебе придется работать с утра до ночи официантом, поваром, водителем такси, прекрасно понимая, что, по сути, получаешь гроши, а твой начальник- король мира. И, естественно, в обществе появляются недовольные, возмущенные, потерявшие смысл существования. Таких людей оказывается невероятно много, об этом говорит то, что бойцовские клубы основываются в очень многих крупных городах, а ведь число участников таких организаций — около ста. Занимательная математика: Умножить 100 на количество клубов и получить число "обезьянок — астронавтов" (Паланик), потенциальных участников проекта "Разгром".


Матрица
Так, и в Матрице, и в Бойцовском клубе люди хотят найти выход их сложившейся ситуации. Вспомним слова из братьев Вачовски: "Ты чувствовал это всю жизнь. С миром что-то происходит. Ты это чувствуешь, и это словно трещина в твоем рассудке сводит тебя с ума". В романе Паланика есть строки: "Не хочу больше быть укомплектованным. Не хочу больше быть довольным. Не хочу больше быть самим совершенством. Тайлер, спаси меня от этого!" И спаситель приходит. В Матрице есть множество отсылок к библейскому тексту, которые дают основание проводить параллели между Христом и Нео. Да и само имя героя — Нео — говорит о том, что он новый бог. Во всей ленте можно найти реминисценции из Нового Завета, например, рассказ Морфиуса о миссии Нео; предсказательница — оракулиха выступает в роли рождественских волхвов и т. д.

В "Бойцовском клубе" божественность Тайлера не так видна. Наоборот, Дерден всячески дискредитирует Бога: "Возможно, Бог тебя не любит. Возможно, он тебя просто ненавидит. Это не самое худшее, что может случиться в жизни". Он не просто тренирует Солдатов собственной армии, а воспитывает последователей своей философии: "Мы — нежеланные дети божьи, которым с утра до вечера внушает по телевизору, что когда-нибудь мы можем стать миллионерами и рок-звездами, но мы не станем ими никогда". Он превращается в нового мессию: у Паланика есть фраза о том, как Тайлер взорвал квартиру своего "однотельца": "Учитель роздал за меня все мое имение, дабы я спасся".


Матрица
Он создает религию со своими правилами инициализации (новичок всегда принимает бой; нужно затеять драку с незнакомцем на улице и проиграть, чтобы соперник смог наконец-то почувствовать себя победителем), ритуалами (испытание бойца перед началом тренировок), "похоронными" обрядами (проговаривание вслух имени погибшего участника проекта — только после смерти он обретает имя: "Его звали Роберт Полсен. Его звали Роберт Полсен…"), даже своими десятью заповедями ("Нам нужны вы, а не ваши деньги. Где ты работаешь — не имеет значения. Есть ли у тебя семья — не имеет значения. Кто ты такой — не имеет значения. Твое имя не имеет значения. Твои проблемы не имеют значения. Твой возраст не имеет значения. Твои ожидания не имеют значения. Спасения нет. Рано или поздно ты все равно умрешь".)

В фильмах у новых богов много общего. Это только на первый взгляд они несопоставимы.

И Нео, и Тайлер — придуманные имена. Нео — ник клерка Андерсена, а Тайлер Дерден — вымышленное имя того, кто в титрах значится как Narrator — рассказчик.

Оба они противостоят действующей власти. Нео присоединяется к команде, поставившей целью свергнуть правителей, а Тайлер сам создал такую команду.


Матрица
Оба совершают противоправные поступки. Нео — бывший хакер. Тайлер — официант и киномеханик- террорист сферы обслуживания.

И Нео, и Тайлер ведут ночную жизнь. Именно в это время суток они по кирпичику возводят собственное здание правды.

Оба творят чудеса. Нео останавливает пулями одним взмахом руки. Тайлер умудряется создать свою империю, проводя во сне лишь один час в сутки.

Оба могут создать свою реальность. Нео — с помощью технических средств, Тайлер — "своими руками": ведь город с небоскребом, на котором нарисована зловещая рожа, — это уже нечто другое, чем город без такого здания.

Оба спасают людей от смерти. Нео освобождает Морфиуса, Тайлер уводит Марлу из отеля "Регент" и не дает ей уснуть всю ночь.

Оба изменяют жизнь людей до неузнаваемости. Нео изменяет свою, а Тайлер — студента-китайца, приставив к его голове пистолет и требуя воплотить в жизнь его мечту стать врачом-ветеринаром.

Обоих богов сделали таковыми люди. Если бы не команда Морфиуса, не было бы Нео. Если бы не герой Нортона и все эти официанты — повара — менеджеры — клерки, не было бы Тайлера.


Матрица
Возможно, поэтому главные действующие лица становятся даже не богами, а человекобогами — у них вполне человеческие привычки и облик, только вот суть уже не просто человеческая…

В этих "человекобогов" влюблены земные женщины. Тринити любит Нео. Марла любит Тайлера. Этим героиням отведено особое место в сценариях: Тринити предсказали, что она полюбит мертвого, который победит — и это помогло ей сохранить веру в Нео как в спасителя и заставить верить других членов команды. А о Марле сказано еще в самом начале фильма: "Подлинную причину всего, что происходит, зовут Марла Зингер".

Интересен выбор актеров на эти роли. Можно сказать, что они представляют собой разные типы мужской красоты. Утонченный, даже рафинированный Ривз и сильный, слегка грубоватый Питт — отличие принципиальное: Нео приближается в своем облике к Христу, а Тайлер… нет, все же не к Антихристу, ведь Антихрист не равен библейскому Богу, а Тайлер хочет быть равным Богу, даже выше. Это вырастает из рамок христианства — как может вписаться в его границы идеология террора и насилия Тайлера? Конечно, можно подумать, что Тайлер — просто дьявол, Мефистофель, часть силы, "всегда желавшей зла, творившей лишь благое". Но нет, наоборот, герой Питта творит зло, а желает блага. Его мессианская идея: благо через разрушение — особая идея нового бога. Он просто другой бог. Интересно: брюнет Киану Ривз играет "ангелочка", а блондин Брэд Питт — представителя отнюдь не светлых сил. Тайлер приближается к темному богу, который никак не соотносится с библейской иерархией.


Бойцовский клуб
На мой взгляд, столько созвучий между героями неслучайно. Это говорит о том, что Вачовски и Паланик пытаются сотворить свою мифологию рубежа веков. Сегодня часто говорят: "У всех своя религия". Почему бы режиссерам не создать свою? Сейчас даже стало модным верить во что-нибудь: кто-то верит в Будду, кто-то — в скорый конец света, кто-то — в инопланетян. Но порой вся вера заключается лишь в том, что люди просто носят красную нитку на запястье и называют себя приверженцами каббалы.

Сила искусства огромна: Нео и Тайлер видятся настолько реальными, что какая-то частица души даже начинает мечтать о бессонных ночах, проведенных в Сети в поисках ответа на всеобъемлющий вопрос, а когда ответ будет найден, можно будет примерить и роль освободителя мира. Или, впитав идею о разрушении и бунте, принять заповеди Тайлера. Очень легко поверить в это: киноиндустрия хорошо играет на умонастроениях массы, подсовывая ему свои продукты. Бесспорно, трудно не увлечься идеей саморазрушения после "Бойцовского клуба".


Матрица
Но рынок грез сам и разрушает иллюзии. Были сняты безусловно коммерческие продолжения "Матрицы", где философия заменена экшеном. А после "Бойцовского клуба" появился новый роман Паланика "Удушье", где герои, испытывая то же чувство одиночества и безысходности, что и "Narrator", находят выход не в бунте, а в сексе. И складывается впечатление, что автор просто нашел свою "золотую жилу" — чувство оставленности, загнанности современного человека, и эксплуатирует ее, предлагая все новые и новые мифы.

Очень возможен риск стать потребителем очередного "мыла", пусть даже и альтернативного. Хотя такого рода фильмы тоже нужны: переболев этими мифами, только сильнее чувствуешь глубоко в себе голос, что определяет всю твою жизнь, своего рода кантовский категорический императив. Важно не стать глухим к его словам, увлекшись очередной модной верой. Есть только одно противоядие: понять, что она порождена современностью. Когда " generation x " и следующее за ним поколение остепенятся, то и свет этого маяка сильно потускнеет — придут новое время и новые боги.