ЛАСКАВО ПРОСИМО ДО РЕАЛЬНОСТІ
Зважаючи на складну систему підтекстів та ідей, створену режисером Гансом-Крістіаном Шмідом "Далеких вогнів", приємно дивуєшся тому, що чималою мірою "сконструйований" сюжет не відгонить неправдоподібністю або схематичністю.
полный текст здесь
В ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ, КАК В ПЕРВЫЙ РАЗ
Вот уже в четвертый раз г-н Майк Ньюэлл пошел по пути наименьшего сопротивления: он не стал снимать "все подряд", экранировал самые яркие эпизоды: битву трех волшебников, "свидание" Поттера с Тем, Кого Нельзя Называть, и… вот, пожалуй, и все.
полный текст здесь
"ТБИЛИСИ, ТБИЛИСИ"
Картина является участником Международного кинофестиваля в Каннах в 2005 году.
Герой картины Дато снимает фильм о Тбилиси, рассказывая о представителях самых незащищенных слоев общества, для которых лучший выход — смириться со своим на жалким существованием.
полный текст здесь
КИЕВСКИЕ ГРАФФИТИ
А каким бы был "Путеводитель" Александра Шапиро, сними Сергей Параджанов в 1965 году свои "Киевские фрески"? И появился бы шапировский проект вообще?
полный текст здесь
"СКЛЯНИЙ ЗВІРИНЕЦЬ". ПОШУКИ СЕНСУ У ДВОХ ДІЯХ
Якби Шекспір жив у наш час і потрапив на виставу американського драматурга Теннессі Уільямса "Скляний Звіринець", він неодмінно б прийшов до висновку, що життя — це звіринець, а люди в ньому — звірі.
полный текст здесь
В ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ, КАК В ПЕРВЫЙ РАЗ
Вот уже в четвертый раз г-н Майк Ньюэлл пошел по пути наименьшего сопротивления: он не стал снимать "все подряд", экранировал самые яркие эпизоды: битву трех волшебников, "свидание" Поттера с Тем, Кого Нельзя Называть, и… вот, пожалуй, и все.
полный текст здесь
КИЕВСКИЕ ГРАФФИТИ
А каким бы был "Путеводитель" Александра Шапиро, сними Сергей Параджанов в 1965 году свои "Киевские фрески"? И появился бы шапировский проект вообще?
полный текст здесь
ПОСЛЕВКУСИЕ "ЦИКУТЫ" АЛЕКСАНДРА ШАПИРО…
Если Вы не любите философий, умствований, сцепленных в одном речевом потоке фраз вроде "философские оппозиции" и "мутить одному или совместно", то конфетка-завлекаловка — наркота и матершинность — не помогут.
полный текст здесь
IRRATIONAL PIC
О, этот загадочный финал "Pi"! Мы вопросительно таращимся в экран, а Дарен Аранофски устами китайского младенца восклицает напоследок: "I've got it! What' the answer?", подначивая нас разгадать загадку…
полный текст здесь
АБСУРД И "ПУСТОТА" ВИНЧЕНЦО НАТАЛИ
Герои фильма канадского режиссера "Пестота" — Дэйв и Эндрю — нашли способ справиться с трудностями — нужно просто возненавидеть их. Очень-очень сильно возненавидеть. И они исчезнут.
полный текст здесь
КАССОВАЯ "ДУРА"
О многом я могла задуматься после просмотра фильма "Дура". Но, к сожалению, из этой картины второго "Человека дождя" не вышло. А что вышло? Пожалуй, вышел очередной кассовый movie. Фильм, который завтра забудут.
полный текст здесь
КИНО НЕ ДЛЯ КИНОЛОГОВ
Главная идея фильма "Любовь к собакам обязательна" правильная и психологически верная: после сорока жизнь только начинается, как говорила оказавшаяся почти в такой же ситуации героиня советского блокбастера "Москва слезам не верит".
полный текст здесь
ЧЕЛОВЕЧНОСТИ — ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ
Определенно, фильм "Билет на поезд" — детище 11 сентября в Нью-Йорке. И это несмотря на комичных ситуаций, романтические полеты фантазии, колоритных отвязных хлопцев-шотландцев, без стеснения "порющих", что в голову взбредет.
полный текст здесь
"ДОРОГАЯ ВЕНДИ"
Пока не объявилась настоящая Венди, я до последнего момента думала, что в "Дорогой Венди" Томаса Винтерберга нас ожидает романтический рассказ о первой любви двух подростков.
полный текст здесь
СКИТАНОНИЕ ПО МУКАМ
Одной из впечатливших меня особенностей картины "Кровь и кости" является чрезвычайный такт, с которым показаны межнациональные корейско-японские взаимоотношения, на самом деле являющие собой большую межгосударственную проблему.
полный текст здесь
можна подивитися тут
• Рената Літвінова. Володіти й належати (Рената Литвинова. Обладать и принадлежать). Автор: Ірина Цилик
• Париж, любов моя!
• Мадеінуса (Madeinusa), режисер Клаудія Льоса
• "Айсберг" (реж. Фіона Гордон, Домінік Абель, Бруно Ромі)
• Чорнобиль ТМ, театр "Арабески", Харків
• Orangelove, Алан Бадоєв
• Молодість 36, конкурсна програма повнометражних фільмів
• Молодість 36, конкурсна програма короткометражних фільмів
• Молодість 36, студентські фільми
• Андрій Жолдак "Гамлет.Сни" (вистава)
• Найближчими днями Київ прийматиме колектив традиційного японського танцю.
• Хепі Піпл, режисер Олександр Шапіро
• Лесная братва
• Опасные связи
Афера Стивена Гласса
• Злочин та каяття журналіста
Дебютний фільм режисера Біллі Рея "Афера Стівена Гласса".
Афера Стивена Гласса
• Злочин та каяття журналіста
Дебютний фільм режисера Біллі Рея "Афера Стівена Гласса".
Бархатная революция. Мужской сезон
• "Бархатная революция. Мужской сезон"
Российский боевик в американском стиле.
Белый шум
• Много шума из ничего
"Белый шум" — научно-популярная мистика.
Бессонница
• Надо больше спать…
"Бессонница" Кристофера Нолана.
• Білий птах з чорною відзнакою
Билет на поезд
• Человечности — зеленый свет
Фильм "Билет на поезд" Эрманно Олми, Аббаса Киаростами и Кена Лоача — детище 11 сентября в Нью-Йорке.
Близость
• Необычная "Близость"
Что может быть такого необычного в том, что весь фильм две пары влюбленных выясняют между собой отношения? Ответ в фильме "Близость".
Бойцовский клуб
• Дайте нам героев!
Нео и Тайлер: новые боги в фильмах "Матрица" и "Бойцовский клуб".
Босиком по мостовой
• "Я вижу то, чего не видишь ты…"
"Босиком по мостовой" — вдвоем и даже зимой.
Бочка з порохом
• "Бочка з порохом" й крапля надії
Що ж взяла для себе письменниця Оксана Забужко в "Бочці з порохом" Ґорана Паскалєвіча?
Братья Гримм
• заГРИММированные сказки
Сказка — ложь, да…
Брис Великолепный
• Tabula rasa серфера из Ниццы
Комедия "Брис Великолепный", или Сценарий party на Лазурном берегу.
Бродвей. Черное море
• Идея неигрового кино
Риторические фигуры Виталия Манского.
Весеннее метро
• На "Весеннем метро" — к свежести чувств
Необычный выход из обычного семейного кризиса.
Властелин кольца, Звездные войны
• Войны Кольца&Властелины Звезд
Каждая из саг содержит ловушку для прилежного зрителя или читателя.
Водитель для Веры
• Генеральская дочка и ее водитель
Возможно, Павел Чухрай хотел повторить головокружительный успех "Вора", с которым в некоторых местах "Водитель для Веры" довольно-таки схож.
Война миров
• Война миров за 72 дня
Версия Стивена Спилберга.
Время цыган
• Цыганская "одиссея"
"Время цыган" в фильме Эмира Кустурицы.
2 пропущенный звонок
• кейтая, звонки издающего…
"2 пропущенный звонок": ужасы сиквела.
Гарпастум
• Футбольный модерн
• Пара футбольных бутс
Гарри Поттер и Кубок Огня
• В четвертый раз, как в первый раз
"Гарри Поттер и Кубок Огня" — фильм эпизодов.
Генезис
• Откуда есть пошла жизнь
Фильм "Генезис" — рассказ о рае в эпоху экологического кризиса.
Глаз 2
• Лучше не смотреть
Философско-чернушный гибрид от братьев Пэнг "Глаз 2".
Гордість та упередження
• Справжнє англійське кіно
Фільм "Гордість та упередження " є доволі органічним, справжнім у найкращому розумінні.
Горілка-лимон
• "Горілка-лимон"
Сергій Проскурня: "Смак. Це перше, що виникає під час титрів..."
Горный хрусталь
• Made in Bavaria
Грязные прелести
Далекі вогні
• Ласкаво просимо до реальності
Сюжет фільму "Далекі вогні" режисера Ганса-Крістіана Шміда (Lichter, 2003) складається з 6 новел, пов'язаних між собою місцем дії — це польсько-німецький кордон.
9 рота
• В Афганистане… С водкой в стакане…
Фильм "9 рота" сработал — и как зрелище, и как патриотически-воспитательное произведение.
Дневной дозор
• "Денна варта": Чи варто дивитися?
Російсько-голівудська фантастика.
Дом летающих кинжалов
• "Шпионские страсти" по-китайски
в "Доме летающих кинжалов".
Дорогая Венди
• "Дорогая Венди"
Убийственно серьезный фильм в стиле вестерн.
Дракула Брэма Стокера
• Влад Цепеш по прозвищу "Дракула"
Дура
• Кассовая "Дура"
Субъективные заметки.
Желари
• Під маскою легкого жанру
Жизнь как чудо
• Жизнь как чудо
На Балканской войне Эмира Кустурицы.
Жмурки
• Жмурики
"Жмурки" Алексея Балабанова: привет из 90-х!
Заложник
• Заложник боевика
Только для поклонников Брюса Уиллиса.
Затоичи
• "Лишь с открытыми глазами я слепну"
"Затоичи", или Слепой массажист Такеши Китано.
• Зламані квіти, режисер Джім Джармуш
Инфекция
• Палата №6
Ужасная "Инфекция" распространяется.
Казанова
• Закоханий Казанова
Шведський режисер-нудяр Лассе Халльстрем ("Шоколад", "Незакінчене життя") створив фільм, який мусить утамувати спрагу романтики.
Капоте
• Холодная кровь
Трумен Капоте — писатель, герой фильма, текст.
Капризное облако
• Гротескный арбуз…
…на "Капризном облаке".
• Короткі зустрічі
Космос как предчувствие
• "Космос как предчувствие"
Туманная история Алексея Учителя.
Кровь и кости
• СКИТАНОние по мукам
"Кровь и кости" — японский фильм на европейский манер.
Легенда Зорро
• Zдорово!
"Легенда Зорро" возвращается и… побеждает!?
Любовь к собакам обязательна
• Кино не для кинологов
Мораль фильма "Любовь к собакам обязательна": в 40 лет жизнь только начинается.
• Малхолланд Драйв
Мандерлей
• Ведь без свободы гибнет человек?!..
Второй фильм "американской трагедии" Ларса фон Триера "Мандерлей" получился хуже "Догвилля".
Мастер и Маргарита
• Судьба его волнует зрителей…
18 декабря украинские телезрители увидели премьеру самого мистического романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".
Матрица
• Дайте нам героев!
Нео и Тайлер: новые боги в фильмах "Матрица" и "Бойцовский клуб".
Мое лето любви
• А девушки созрели
"Мое лето любви" на острове Лесбос.
Море внутри
На перехресті
• Нове українське кіно "На перехресті"
Короткометражний ігровий фільм Олекси Ома.
Набережная Орфевр, 36
• Набережная Орфевр, 36
Отпробуйте голливудское блюдо под французским соусом.
Настройщик
• Мягкое туше
"Настройщика" Киры Муратовой.
Не уходи
• Не уходи
"Мистическая любовная трагедия" от режиссера Серджио Кастелито.
Небо над Берлином
• "Небо над Берлином"
глазами Вима Вендерса.
Невеста седьмого неба
• Любовь на седьмом небе
Быт и бытие ненцев.
Недоверие
• Российский фильм с префиксом НЕДО-
Украинская премьера документальной работы Андрея Некрасова "Недоверие".
Незнайомці в поїзді
• Знайомство в поїзді та обмін трупами
Вибір Андрія Куркова — фільм Альфреда Хічкока "Незнайомці в поїзді".
Необратимость
• Вывернутые наизнанку
"Необратимость" Гаспара Ноэ.
Никто не узнает
• Черное-черное озеро
"Никто не узнает", но в Японии социальных проблем не меньше, чем у нас.
Новая Франция
• "Ой, Канадо, Канадочко…"
Фільм "Нова Франція" — це сага про кохання, вірність, честь та підлість.
Новые сказки братьев Гримм
• "Новые сказки братьев Гримм", или
Детям после шестнадцати.
Носферату: симфония ужаса
• Пир вампира
"Носферату: симфония ужаса" — год 1922-ой.
Остров
• Иллюзия рая
на "Острове" клонов в 2019 году.
Переводчица
• Не понимаю
"Переводчица" Сидни Поллака, Николь Кидман и Шона Пенна.
Пернатый спецназ
• "Пернатый спецназ", или
Голубь выходит на тропу войны.
Пиджак
Pi
• Irrational PIc
О, этот загадочный финал "Pi"!
• Помаранчеве небо
Поміж нами
• Свято поміж нами
Фільм молодшого сина Софі Лорен — Едоардо Понті.
Помни
• Верну на миг воспоминанье!
В фильме Криса Нолана "Помни" головоломка зрителю обеспечена.
Почуття
• Любовний коктейль по-французьки
Які вони, "Почуття" Ноемі Львівські.
Птицы
• Прорвемось!
Птицы
Пустота
• Абсурд и "Пустота" Винченцо Натали
С точки зрения экзистенциализма.
Путеводитель
• Киевские граффити
в "Путеводителе" Александра Шапиро.
Пыль
• О СВОИх2000…
…а также об авторах фильма "Пыль" все, что Вы хотели знать, но боялись спросить.
5 препятствий
• Повесть о совершенном человеке
"5 препятствий": киномикс Ларса фон Триера и Йоргена Лета.
Ромео должен умереть
• Шекспир под музыку хип-хопа
"Ромео должен умереть", или Бессмертный Ромео.
Сволочи
• Им даже не надо крестов на могилах…
Про що замислюєшся після перегляду фільму Олександра Атанесяна "Сволота"? Про сценарій, акторські роботи, трюкі, музику? Мабуть, більш за все — про характери, долі, про життя та про війну.
Сексуальная зависимость
• BillBoard как зеркало сексуальной революции
"Сексуальная зависимость": дебют 25-летнего боливийца Родриго Бельотта.
Софи Шоль: последние дни
• Made in Bavaria
Спритний Філіп
• Під маскою легкого жанру
Страна фантазий
• "Под небом голубым есть город золотой…"
Какой видится "Страна фантазий" корейским аниматорам?
Сумасшедшие гонки
• "Сумасшедшие гонки"
Лидирует "жук" Херби.
• Счастливое число Слевина
• Тачки
Тбилиси, Тбилиси
• "Тбилиси, Тбилиси"
Картина Левана Закареишвили была показана в Каннах в 2005 году.
Тень вампира
• Влад Цепеш по прозвищу "Дракула"
Телец
• Дядя Володя в Вишневом саду,
или Х/ф "Телец" Александра Сокурова.
Трио из Бельвилля
• Фильм не о том, или
О чём молчат герои "Трио из Бельвилля".
Усама
• Косичка, скакалка, паранджа…
Фильм афганского режиссера Сиддика Бармака "Усама".
Фантастическая четверка
• For Fans
"Фантастической четверки".
Хроники Нарнии
• Хроники шкафа
В последний уик-энд 2005 года на экраны страны вышел фильм, созданный по мотивам книги Клайва Льюиса "Хроники Нарнии".
Цикута
• Послевкусие "Цикуты" Александра Шапиро…
…это запрет к широкому прокату в Украине.
Частные хроники
• Идея неигрового кино
Риторические фигуры Виталия Манского.
Че Гевара: Дневники мотоциклиста
• "Че Гевара: Дневники мотоциклиста"
Че-ловечный фильм о вечном революционере.
Человек, которого не было
• Что ты за человек?
"Человек, которого не было" — Джоэла Коэна.
Чикаго
• All that Jazz
Вечно веселый мьюзикл "Чикаго".
Штольня
• Міністерство культури України та український трилер "Штольня"
Репортаж з прес-конференціїї від "Артхаус трафік".
Юрій Косін. Архітектор миті
• Вертикаль часу
"Крайне удачно. Очень успешно…"
• "Крайне удачно. Очень успешно…"
Интервью с генеральным продюсером Кинорынка "Молодость" Андреем Ризоль.
• Цензура у кіно
Фахівців кіногалузі коментують практику заборони фільмів у сучасній Україні.
Product placement
• Product placement — дело сложное...
А какой торговой марке отдает предпочтение Ваш киногерой?
Vaterland. Мисливський щоденник
• Під маскою легкого жанру
• Право на право
• Ключа до кохання немає
І знову п'єса (і вистава) про вічне — п'єса канадського драматурга Кароль Фрешет "Жан і Беатріса" в постановці Київського театру "Ательє 16" під назвою "Ключа немає".
• Три історії кохання Казанови
В основу вистави "Казанова" у виконанні театральної трупи "Ательє 16" (режисер — Ігор Талалаєвський) покладені драматичні твори Марини Цвєтаєвої.
• Чекання, тривалістю у вічність
Своє бачення п'єси "Чекаючи на Годо" С.Беккета продемонстрували литовський режисер Лінас Зайкаускас і театральна трупа "Ательє 16".
• "Скляний Звіринець". Пошуки сенсу у двох діях
Постановка Київського театру "Ательє 16", режисер — Ігор Талалаєвський.
• Елена Образцова: "Бог избавил меня от зависти…"
Интервью с оперной дивой.
• Вистава для тих, кому за 30
Ежен Йонеско "Стільці" в інтерпретації Д.Ц.Т.Д. + інтерв'ю з режисером та актрисою Ларисою Паріс.
• Три сестры военных лет
Малоизвестные страницы юности великого российского артиста Кирилла Лаврова — дебют в деревенском клубе на Вятке.
• Чорна драма
"Роберто Зукко" — остання п'єса Бернара Марі Кольтес, Режисер Дмитро Богомазов.
• "Белая ворона", или
Краткий очерк о революциях, девственницах и киевских антрепризах.
• "Весь Шекспир — за один вечер", или
Спектакль-микс от Виталия Малахова.
• "Приховане кохання", или Нестареющая "Элоиза"
Пьеса Эрика Эммануэля Шмидта "Загадочные вариации" в интерпретации Алексея Кужельного.
• "Весь этот маскерад…" 3
Драма Лермонтова как драма бесовщины. Интерпретация.
• Корейська намистинка
Попри всю екзотику того, що відбувалося на сцені, справжня "східність" відчувалася в іншому.
• Три сестры и две женщины
В Киеве игрались немецкий спектакль "К трем сестрам" и литовский "Шелк".
• "Весь этот маскерад…"
Лермонтов по прозвищу Маешка в анекдотах.
• "Крок до самих себе..."
Вистава "Палімпсест" за віршами та листами Василя Стуса: розмова з актрисою.
• "Весь этот маскерад…"
• Отец и сын, или Все его сыновья |
Повна карта розділів: Арт: 1 2 Книжки: 1 2 3 4 5 6 7 Кіно та театр: 1 2 3 4 5 Музика: 1 Цікаве: 1
|
|
Татьяна KОЛОМЕЙЦЕВА, Екатеринбург.
Декабрь 12, 2005 г., понедельник.
Ежегодно в США снимаются сотни кинокартин. Многие собирают миллионы долларов. Такие фильмы смотрят, обсуждают, хотят увидеть еще и еще раз… или забывают. "Матрица" и "Бойцовский клуб" — ленты, которые вряд ли забудут в ближайшие лет пятьдесят. И они уж точно войдут в учебники по истории кинематографии: "Матрица" — во многом из-за особой съемки и спецэффектов, "Бойцовский клуб" — благодаря яркой психологической и духовной начинке.
| Бойцовский клуб
|
Но не только особый успех объединяет две картины. Главные герои — вот интересный аспект для сопоставления. Нео и Тайлер не просто запоминающиеся персонажи. Они центры идейного притяжения для других действующих лиц. Они новые боги в действительности, созданной братьями Вачовски и Дэвидом Финчером. Причем появление таких персонажей предопределено всей логикой миров, что мы видим на экранах.
А миры эти прямо-таки взывают к появлению того, кто бы дал смысл действиям их обитателей, причем смысл практический, осязаемый, даже глобальный. В "Матрице" жизнь Морфиуса, Тринити и других персонажей — освободителей планеты от господства искусственного интеллекта происходит в поисках Нео — того, кто положит конец иллюзорному благополучию. Да и в "придуманной" реальности не так все гладко, как кажется на первый взгляд: словно симптомы смутной жажды свободы появляются там люди, которые сначала задаются вопросом: "Что такое матрица?", а потом пополняют команду Морфиуса, чтобы бороться с виртуальными сетями, накинутыми на Землю.
| Матрица
|
Примерно такими же сетями окутана реальность в "Бойцовском клубе". У братьев Вачовски роботы превращают людей в электрическую энергию, отнимая у них жизнь. А Дэвид Финчер показывает, как крупные бизнесмены наживаются на автомобильных катастрофах, ухитряясь извлекать выгоду даже в случае аварий со смертельным исходом, а "менеджеры среднего звена" помогают им в этом.
Истеблишмент задает тон не только в работе, но и в частной жизни обычных людей. Ты начинаешь определять день недели по цвету галстука своего босса. Затем покупаешь модную мебель, далее идет стильная бытовая техника, а потом ты становишься рабом собственной милой и уютной квартиры. И это в лучшем случае. В худшем — у тебя не будет денег на все эти необходимые безделушки, и тебе придется работать с утра до ночи официантом, поваром, водителем такси, прекрасно понимая, что, по сути, получаешь гроши, а твой начальник- король мира. И, естественно, в обществе появляются недовольные, возмущенные, потерявшие смысл существования. Таких людей оказывается невероятно много, об этом говорит то, что бойцовские клубы основываются в очень многих крупных городах, а ведь число участников таких организаций — около ста. Занимательная математика: Умножить 100 на количество клубов и получить число "обезьянок — астронавтов" (Паланик), потенциальных участников проекта "Разгром".
| Матрица
|
Так, и в Матрице, и в Бойцовском клубе люди хотят найти выход их сложившейся ситуации. Вспомним слова из братьев Вачовски: "Ты чувствовал это всю жизнь. С миром что-то происходит. Ты это чувствуешь, и это словно трещина в твоем рассудке сводит тебя с ума". В романе Паланика есть строки: "Не хочу больше быть укомплектованным. Не хочу больше быть довольным. Не хочу больше быть самим совершенством. Тайлер, спаси меня от этого!" И спаситель приходит. В Матрице есть множество отсылок к библейскому тексту, которые дают основание проводить параллели между Христом и Нео. Да и само имя героя — Нео — говорит о том, что он новый бог. Во всей ленте можно найти реминисценции из Нового Завета, например, рассказ Морфиуса о миссии Нео; предсказательница — оракулиха выступает в роли рождественских волхвов и т. д.
В "Бойцовском клубе" божественность Тайлера не так видна. Наоборот, Дерден всячески дискредитирует Бога: "Возможно, Бог тебя не любит. Возможно, он тебя просто ненавидит. Это не самое худшее, что может случиться в жизни". Он не просто тренирует Солдатов собственной армии, а воспитывает последователей своей философии: "Мы — нежеланные дети божьи, которым с утра до вечера внушает по телевизору, что когда-нибудь мы можем стать миллионерами и рок-звездами, но мы не станем ими никогда". Он превращается в нового мессию: у Паланика есть фраза о том, как Тайлер взорвал квартиру своего "однотельца": "Учитель роздал за меня все мое имение, дабы я спасся".
| Матрица
|
Он создает религию со своими правилами инициализации (новичок всегда принимает бой; нужно затеять драку с незнакомцем на улице и проиграть, чтобы соперник смог наконец-то почувствовать себя победителем), ритуалами (испытание бойца перед началом тренировок), "похоронными" обрядами (проговаривание вслух имени погибшего участника проекта — только после смерти он обретает имя: "Его звали Роберт Полсен. Его звали Роберт Полсен…"), даже своими десятью заповедями ("Нам нужны вы, а не ваши деньги. Где ты работаешь — не имеет значения. Есть ли у тебя семья — не имеет значения. Кто ты такой — не имеет значения. Твое имя не имеет значения. Твои проблемы не имеют значения. Твой возраст не имеет значения. Твои ожидания не имеют значения. Спасения нет. Рано или поздно ты все равно умрешь".)
В фильмах у новых богов много общего. Это только на первый взгляд они несопоставимы.
И Нео, и Тайлер — придуманные имена. Нео — ник клерка Андерсена, а Тайлер Дерден — вымышленное имя того, кто в титрах значится как Narrator — рассказчик.
Оба они противостоят действующей власти. Нео присоединяется к команде, поставившей целью свергнуть правителей, а Тайлер сам создал такую команду.
| Матрица
|
Оба совершают противоправные поступки. Нео — бывший хакер. Тайлер — официант и киномеханик- террорист сферы обслуживания.
И Нео, и Тайлер ведут ночную жизнь. Именно в это время суток они по кирпичику возводят собственное здание правды.
Оба творят чудеса. Нео останавливает пулями одним взмахом руки. Тайлер умудряется создать свою империю, проводя во сне лишь один час в сутки.
Оба могут создать свою реальность. Нео — с помощью технических средств, Тайлер — "своими руками": ведь город с небоскребом, на котором нарисована зловещая рожа, — это уже нечто другое, чем город без такого здания.
Оба спасают людей от смерти. Нео освобождает Морфиуса, Тайлер уводит Марлу из отеля "Регент" и не дает ей уснуть всю ночь.
Оба изменяют жизнь людей до неузнаваемости. Нео изменяет свою, а Тайлер — студента-китайца, приставив к его голове пистолет и требуя воплотить в жизнь его мечту стать врачом-ветеринаром.
Обоих богов сделали таковыми люди. Если бы не команда Морфиуса, не было бы Нео. Если бы не герой Нортона и все эти официанты — повара — менеджеры — клерки, не было бы Тайлера.
| Матрица
|
Возможно, поэтому главные действующие лица становятся даже не богами, а человекобогами — у них вполне человеческие привычки и облик, только вот суть уже не просто человеческая…
В этих "человекобогов" влюблены земные женщины. Тринити любит Нео. Марла любит Тайлера. Этим героиням отведено особое место в сценариях: Тринити предсказали, что она полюбит мертвого, который победит — и это помогло ей сохранить веру в Нео как в спасителя и заставить верить других членов команды. А о Марле сказано еще в самом начале фильма: "Подлинную причину всего, что происходит, зовут Марла Зингер".
Интересен выбор актеров на эти роли. Можно сказать, что они представляют собой разные типы мужской красоты. Утонченный, даже рафинированный Ривз и сильный, слегка грубоватый Питт — отличие принципиальное: Нео приближается в своем облике к Христу, а Тайлер… нет, все же не к Антихристу, ведь Антихрист не равен библейскому Богу, а Тайлер хочет быть равным Богу, даже выше. Это вырастает из рамок христианства — как может вписаться в его границы идеология террора и насилия Тайлера? Конечно, можно подумать, что Тайлер — просто дьявол, Мефистофель, часть силы, "всегда желавшей зла, творившей лишь благое". Но нет, наоборот, герой Питта творит зло, а желает блага. Его мессианская идея: благо через разрушение — особая идея нового бога. Он просто другой бог. Интересно: брюнет Киану Ривз играет "ангелочка", а блондин Брэд Питт — представителя отнюдь не светлых сил. Тайлер приближается к темному богу, который никак не соотносится с библейской иерархией.
| Бойцовский клуб
|
На мой взгляд, столько созвучий между героями неслучайно. Это говорит о том, что Вачовски и Паланик пытаются сотворить свою мифологию рубежа веков. Сегодня часто говорят: "У всех своя религия". Почему бы режиссерам не создать свою? Сейчас даже стало модным верить во что-нибудь: кто-то верит в Будду, кто-то — в скорый конец света, кто-то — в инопланетян. Но порой вся вера заключается лишь в том, что люди просто носят красную нитку на запястье и называют себя приверженцами каббалы.
Сила искусства огромна: Нео и Тайлер видятся настолько реальными, что какая-то частица души даже начинает мечтать о бессонных ночах, проведенных в Сети в поисках ответа на всеобъемлющий вопрос, а когда ответ будет найден, можно будет примерить и роль освободителя мира. Или, впитав идею о разрушении и бунте, принять заповеди Тайлера. Очень легко поверить в это: киноиндустрия хорошо играет на умонастроениях массы, подсовывая ему свои продукты. Бесспорно, трудно не увлечься идеей саморазрушения после "Бойцовского клуба".
| Матрица
|
Но рынок грез сам и разрушает иллюзии. Были сняты безусловно коммерческие продолжения "Матрицы", где философия заменена экшеном. А после "Бойцовского клуба" появился новый роман Паланика "Удушье", где герои, испытывая то же чувство одиночества и безысходности, что и "Narrator", находят выход не в бунте, а в сексе. И складывается впечатление, что автор просто нашел свою "золотую жилу" — чувство оставленности, загнанности современного человека, и эксплуатирует ее, предлагая все новые и новые мифы.
Очень возможен риск стать потребителем очередного "мыла", пусть даже и альтернативного. Хотя такого рода фильмы тоже нужны: переболев этими мифами, только сильнее чувствуешь глубоко в себе голос, что определяет всю твою жизнь, своего рода кантовский категорический императив. Важно не стать глухим к его словам, увлекшись очередной модной верой. Есть только одно противоядие: понять, что она порождена современностью. Когда " generation x " и следующее за ним поколение остепенятся, то и свет этого маяка сильно потускнеет — придут новое время и новые боги.
|