анонсы статей

ВЫВЕРНУТЫЕ НАИЗНАНКУ

Анатомия насилия (жестокие изнасилования и убийство), на котором строится фильм Гаспара Ноэ "Необратимость", — намеренный ли это эпатаж или горькая правда жизни?

полный текст здесь

МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО

Полунаучная теория ФЭГ (феномен электрического голоса умерших), — простой способ засадить главного героя фильма "Белый шум", тоскующего по своей умершей жене, за экран монитора разгадывать чьи-то послания. В итоге, кинолента об аномальных явлениях превращается в полицейскую историю.

полный текст здесь

БОЙСЯ, О СМЕРТНЫЙ, КЕЙТАЯ, ЗВОНКИ ИЗДАЮЩЕГО…

«2 пропущенный звонок» — сиквел вышедшего в январе 2004 года и имевшего в Японии огромный успех фильма «1 пропущенный звонок». Построены они по одной логической схеме: у Вас звонит телефон; на дисплее Ваш собственный номер...

полный текст здесь

ВОЙНА МИРОВ ЗА 72 ДНЯ

Картина Стивена Спилберга была отснята всего лишь за 72 дня. Естественно, на чем-нибудь время пришлось экономить. Сэкономили на сценарии. В фильме масса несуразностей и логических нестыковок.

полный текст здесь

ВЕСЬ ШЕКСПИР — ЗА ОДИН ВЕЧЕР

Ставить Шексира сегодня не актуально, вернее, это не может и не должно быть актуальна. Потому что, если предположить обратное, то мы придем к безрадостному заключению: наш театр еще более мертв, чем не наш Шекспир. Как же обстоят дела с поставкой Виталия Малахова?

полный текст здесь

НЕ УХОДИ

Фильм «Не уходи» режиссера Серджио Кастелито можно назвать "мистической любовной трагедией". Это современная и тактичная иллюстрация к библейским истинам, где страстная эротика сродни атмосфере «Песни Песней».

полный текст здесь

"ПРИХОВАНЕ КОХАННЯ", ИЛИ НЕСТАРЕЮЩАЯ "ЭЛОИЗА"

Театр «Сузір’я» (Киев) продолжает премьерные показы спектакля «Приховане кохання», созданного по пьесе Эрика Эммануэля Шмидта «Загадочные вариации». Это история о любви учителя к ученице, их разлуке и о растянувшемся на годы романе в письмах.

полный текст здесь

ДЯДЯ ВОЛОДЯ В ВИШНЕВОМ САДУ

Александр Сокуров в своем фильме «Телец» придумали поистине гениальный ход, представив жизнь В.И.Ленина в Горках в виде сцен из усадебной жизни столь любимых Чеховым. Что же получилось в результате?

полный текст здесь

ЖИЗНЬ КАК ЧУДО

В фильме Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо» смеховое начало переполнено трагическими и лирическими интонациями. Да и смеяться там, собственно, не над чем. Реальность, данная в ощущениях одной отдельно взятой семьи, как избушка в сказке, поворачивается к нам все больше задом.

полный текст здесь

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЖИЗНЬ

На фоне все возрастающего количества кинолент, рассказывающих о клонировании жизни, фильм «Генезис» от Клода Нуридсани, Мари Перену, авторов знаменитого «Микрокосмоса» 1996 года, смотрится непривычно.

полный текст здесь

ТРИ СЕСТРЫ И ДВЕ ЖЕНЩИНЫ

Наш корреспондент внимательно изучил репертуар Фестиваля «Київ травневий», и больше всего его заинтересовали два спектакля. Постановка "К трем сестрам" по пьесе Чехова немецкого театра «Простая сцена»и пьеса "Шелк" литовского музыкального театра "Пилис".

полный текст здесь

«ВЕСЬ ЭТОТ МАСКЕРАД…» 2

О Лермонтове предпочитают говорить либо как о «гиганте поэзии», «наследнике Пушкина», либо как о несносном и циничном мальчишке. В последнем случае ему припоминают даже погибших в бабушкином имении от его руки кур. Я предлагаю компромисс...

полный текст здесь

"КРОК ДО САМИХ СЕБЕ..."

Моновистав "Палімпсест" (за віршами та листами Василя Стуса) вже рік. Прем’єри відбулися в Києві, Львові, Торонто. Дуже багато людей було саме на показах в останніх двох містах.

полный текст здесь

ИДЕЯ НЕИГРОВОГО КИНО

"Неигровые" фильмы Виталия Манского "Частные хроники" и "Бродвей. Черное море" можно назвать "аллегорическим". Игра актера уже не мешает режиссеру проводить свою линию. Высказывать свои идеи, выражать свою позицию.

полный текст здесь

MADE IN BAVARIA

Все киевляне, интересующиеся немецким кино, в конце апреля могли наведаться в кинотеатр «Кинопанорама» на Фестиваль «Візії та імпровізації. Кіно і джаз «Made in Bavaria». Главным событием Фестиваля был фильм "Софи Шоль: последние дни".

полный текст здесь

ПІД МАСКОЮ ЛЕГКОГО ЖАНРУ

Нові чеські кінематографісти охоче використовують уявлення глядачів про чеське кіно як про добру розвагу в якості маски для того, щоб мати можливість поговорити на серйозні теми.

полный текст здесь

"ВЕСЬ ЭТОТ МАСКЕРАД…"

Из всех существующих на сегодняшний день подходов к трактовке «Маскарада» — мелодрама, романтическая или социальная трагедия, психологическая драма, символистская пьеса — постановщики выбрали последний.
полный текст здесь

Культурный тренажер. Интернет-журнал о культуре / Кино и театр / Варел ЛОЗОВОЙ. Влад Цепеш по прозвищу «Дракула». Литература, кино и исторические реалии ВЛАД ЦЕПЕШ ПО ПРОЗВИЩУ "ДРАКУЛА"
Литература, кино и исторические реалии

Представляете — вампир-номер-один не пил крови! Так или иначе, и каким абсурдным не показалось бы подобное утверждение, но исторический Дракула действительно крови не пил. Увы, доминирует презумпция невиновности.

полный текст здесь

Культурный тренажер. Интернет-журнал о культуре / Кино и театр / Ярослава ВАНЕЧКА. Отец и сын, или Все его сыновья ОТЕЦ И СЫН, ИЛИ ВСЕ ЕГО СЫНОВЬЯ

27 марта 2005 года на сцене Национального академического театра русской драмы им.Леси Украинки состоялась премьера — «Количество. Все его сыновья», по пьесе английского драматурга Кэрил Черчилл.

полный текст здесь

Культурный тренажер. Интернет-журнал о культуре / Кино и театр / Ганна Черненко. Вертикаль часу ВЕРТИКАЛЬ ЧАСУ

Юрій Косін не просто вміє вибрати вдалий ракурс миті, що запам’ятовується. Фотограф розкриває її багатовимірність. Спробу проникнути в зміст людини-Косіна зробив режисер Артем Сенчило, знявши фільм «Юрій Косін. Архітектор миті».

полный текст здесь

Культурный тренажер. Интернет-журнал о культуре / Кино и театр / Полина АКУЛОВА. Право на право ПРАВО НА ПРАВО

C 29 марта по 3 апреля в Киеве прошел второй международный фестиваль «Дни документального кино о правах человека «Украинский контекст».
полный текст здесь

архив статей о кино и театре

можна подивитися тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
«Весь этот маскерад…»

Ярослава ВАНЕЧКА , Киев.
Июнь 13, 2005 г., понедельник.

Часть вторая. Мелкие бесы
Продолжение

«…горе, не от ума…»

—…Сильвио не будет драться…
А.С.Пушкин, Выстрел

— Да это вовсе против правил.
М.Ю.Лермонтов, Маскарад

В драме «Странный человек» на одном из балов Владимир Арбенин встречается с Чацким, а потом при случае восклицает: «…со мной скоро случится горе, не от ума, но от глупости!»

«Маскарад» написан позже. Возникает один, но вполне закономерный вопрос: как относиться после этого к фразе Неизвестного: «И этот гордый ум сегодня изнемог». Чего здесь больше — трагического пафоса или злой иронии?


"Маскарад" в постановке В.Мейерхольда, 1938
Арбенин — Ю.М.Юрьев.
В «Маскараде», помимо основной, есть сюжетная линия, которая, как правило, остается незамеченной. Она заключает в себе историю мести. Когда-то Арбенин разорил Неизвестного, тот пожелал отомстить, но решил подождать, пока обидчик станет счастлив, богат, женат. Помните, совсем как в «Выстреле» Пушкина. По ходу действия Арбенин оскорбляет Звездича пощечиной, но от сатисфакции отказывается. В результате главный герой сходит с ума, что вполне удовлетворяет Неизвестного, но никак не устраивает Звездича, который «навек лишен спокойствия и чести».

Действительно, был в литературе распространен такой сюжет с пощечинами, с игрой «против правил». Но если Лермонтову необходимо было изобразить только трагический оттенок взаимоотношений этих уничтожающих друг друга благородных господ, зачем множить сущности. Ведь можно проникнуться сочувствием к одному, пусть даже малосимпатичному герою. Но что, позвольте спросить, делать сразу с тремя (Арбенин, Неизвестный, Звездич)? А что если отнюдь не сочувствия и понимания хотел Лермонтов добиться от зрителя.

Вот какое преломление получил этот сюжет в «Двух братьях» Лермонтова. Кстати, эта цитата во многом помогает уяснить, каково же было отношение самого писателя к таким категориям, как «смешное» и «трагическое», а кроме того подсказывает, как именно он воспринимал вошедшие из литературы в жизнь сюжеты. Александр говорит: «…не рассказать ли, как толстая жена откупщика потеряла башмак в Собрании, это очень смешно, но вы так добры, что вам будет жалко. Рассказать, как князь Иван битых три часа толковал мне об устройстве новой водяной мельницы и сам махал руками наподобие ветряной; вы сами видели эту картину и не смеялись; повторить, что рассказывает он про своего дядю, как тот на двадцатом году от роду получил пощечину, семьдесят два года все искал своего неприятеля, на девяносто втором нашел, замахнулся… и от натуги умер — это смешно, только когда он сам рассказывает». Что там было про трагические обстоятельства? Да это просто пародия на сюжет «Маскарада», и написанная тогда же — в 1834-35 годы.

«Да этот мальчик далеко пойдет», — сказал как-то Пушкин о Лермонтове. И оказался прав. В осмыслении всяких там «болезней века» он оказался не то, чтобы «далеко», но, во всяком случае, дальше, чем, к примеру, тот же Пушкин и Грибоедов.

Мелкие бесы

Не имею слишком большого влечения к обществу: надоело! — все люди, такая тоска, хоть бы черти для смеха попадались.

М.Лермонтов (письмо С.М.Бахметевой, 1832 г.).

Под конец я приберегла одну задачку. Она простая, все ее решали в школе.

Условие. Встретились как-то пятеро странных людей, все они были похожи друг на друга, но «изюминка» в каждом была своя, а именно: Шприх — подлец, Звездич — дурак, Казарин — вообще сволочь отъявленная, Арбенин — убийца, Неизвестный — маньяк.

Вопрос. Кто из них лучше?

Я не буду отвечать. Я лучше спрошу: как мог в принципе появиться такой вопрос? И тут, я думаю, подсказка на поверхности. Просто кто-то когда-то решил, что за кем-то из этих пятерых стоит сам Лермонтов, что это он сам себя нарисовал и в осиное гнездо сунул. Тем более что в жизни он так и делал — подыгрывал, вживался в роли, примерял плащи, и не только Гарольдов.

«— Скажите, Михаил Юрьевич, — спросил поэта князь В.Ф.Одоевский, — с кого вы списали вашего Демона?

— С самого себя, князь, — отвечал шутливо поэт, — неужели вы не узнали?

— Но вы не похожи на такого страшного протестанта и соблазнителя, — возразил князь недоверчиво.

— Поверьте, князь, — рассмеялся поэт, — я еще хуже моего Демона. — Шутка эта кончилась, однако, всеобщим смехом».

Кто посмеялся, а кто и поверил. Этот эпизод, пересказанный Дмитрием Столыпиным, во многом показателен, потому что с другими произведениями Лермонтова обходились так же: героев приписывали ему в двойники. Что поделаешь — публика «так молода и доверчива».

«В публике существует мнение, — писал А.П.Шан-Гирей, — будто в «Герое нашего времени» Лермонтов хотел изобразить себя; сколько мне известно, ни в характере, ни в обстоятельствах жизни ничего нет общего между Печориным и Лермонтовым, кроме ссылки на Кавказ. Идеал, к которому стремилась вся праздная молодежь того времени: львы, львенки и проч. коптители неба, как говорит Гоголь, олицетворен был Лермонтовым в Печорине. Высший дендизм состоял тогда в том, чтобы ничему не удивляться, ко всему казаться равнодушным, ставить свое я выше всего; плохо понятая англомания была в полном разгаре, откуда плачевное употребление богом дарованных способностей. Лермонтов очень удачно собрал эти черты в герое своем, которого сделал интересным, но все-таки выставил пустоту подобных людей и вред (хотя и не весь) от них для общества. Не его вина, если вместо сатиры многим угодно было видеть апологию».

Лишним будет повторять, что с «Маскарадом» происходит то же. Почему-то, когда говорят «Лермонтов» — подразумевают «Демон». И совершенно напрасно. «Врага святых и чистых побуждений» писатель прозревал во множестве личин, теряющихся в вихре маскарада. И на фоне таинственной фигуры Неизвестного всегда теряется почему-то небольшая, но страшная пружина действия драмы — Шприх. А Казарин, а Звездич? О них будут говорить уже другие писатели в другое время. Лермонтову же, печально глядящему на свое поколенье, дано было только предчувствовать.

То был ли сам великий Сатана,
Иль мелкий бес из самых нечиновных,
Которых дружба людям так нужна
Для тайных дел, семейных и любовных?
Не знаю! Если б им была дана
Земная форма, по рогам и платью
Я мог бы сволочь различить со знатью;
Но дух — известно, что такое дух:
Жизнь, сила, чувство, зренье, голос, слух
И мысль — без тела — часто в видах разных;
(Бесов вообще рисуют безобразных).


"Маскарад" в постановке В.Мейерхольда, 1938
Нина — Е.М.Вольф-Израэль.
В «Маскараде» перед нами открывается не драма ревности и не драма Судьбы (тема рока вообще здесь низведена до искусства, мастерства, которому можно научиться; никакого фатализма, рок поглощен другим, более емким понятием — игрок), не драма лишнего или странного человека (тут нет победителей и побежденных: Арбенин наказывает Звездича, Неизвестный губит Арбенина, но все это суть один и тот же персонаж под разными масками, и вся их жизнь — это один и тот же литературный сюжет). Перед нами драма бесовщины, со всей ее гротескностью, буффонадностью, которые в полной мере передали уже только Достоевский, Сологуб, Андрей Белый.

Н.Сатин о Лермонтове писал: «Этот человек постоянно шутил и подтрунивал. Ложно понятый байронизм сбил его с обычной дороги. Пренебрежение к пошлости есть дело достойное всякого мыслящего человека, но Лермонтов доводил это до absurdum, не признавая в окружающем его обществе ничего достойного его внимания». И здесь ключевые слова — «absurdum» и «ничего».

Интересно, услышим ли, почувствуем ли мы когда-нибудь эту грозную подсказку? Мы просто привыкли видеть за персонажами Лермонтова суровый, трагический облик очередного «властителя дум». Но вполне ведь может статься, что из-за спин всех этих демонов и «мелких бесов», «львов» и «львенков», где-нибудь из-за кулис выглядывает рожица… многое прозревающего, лукавого и насмешливого Маешки.

*Более подробно вышеизложенные проблемы освещены в моей статье «Слово» как смыслообразующая категория в драматургии М. Лермонтова», см. Вісник Київського національного університету ім. Т.Шевченка. Літературознавство. Мовознавство. Фольклористика. Вип. 10. — К, 2001. — С.28-31.