все статьи по теме

•  В Афганистане… С водкой в стакане…
Фильм "9 рота" сработал — и как зрелище, и как патриотически-воспитательное произведение.
•  Косичка, скакалка, паранджа…
Фильм афганского режиссера Сиддика Бармака "Усама".


анонсы статей

"ЛИШЬ С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ Я СЛЕПНУ"

Затоичи Такеши Китано — боец, искусно владеющий мечом, обладающий молниеносной реакцией и наносящий удары с потрясающей точностью. Блондин. Игрок в кости. Массажист. Вроде как слепой…

полный текст здесь

ТРИ СЕСТРЫ ВОЕННЫХ ЛЕТ

Малоизвестные страницы юности великого российского артиста Кирилла Лаврова — дебют в деревенском клубе на Вятке.

полный текст здесь

СВЯТО ПОМІЖ НАМИ

Софі Лорен, як і належить матері, дуже пишається власними дітьми, та подекуди виникає питання: "А чи не занадто?" Відповідь дає творча робота молодшого з її синів — Едоардо Понті, який став сценаристом та режисером фільму "Поміж нами".

полный текст здесь

ГРОТЕСКНЫЙ АРБУЗ

Фильм "Капризное облако" причудливый и довольно незамысловатый. В нем много стилизаций под порнографию, но рассказывая о любви, режиссер капризно балансирует на грани гротеска и нежности.

полный текст здесь

"НЕБО НАД БЕРЛИНОМ"

Ангел видит Берлин черно-белым, а что может быть тоскливее серых панельных многоэтажек? Ангел ищет выход в поэзии. Но разве кому-то есть дело до невидимых существ с крылами и их невидимых записных книжек?

полный текст здесь

"БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. МУЖСКОЙ СЕЗОН"

Стилизованные на западный манер российские просторы привносят в фильм некоторую фантастичность. Такая условность происходящего — свидетельство того, что в кинематографе xUSSR оригинальный художественный язык для боевиков не выработан, а режиссеры используют давно опробованную голливудскую схему.

полный текст здесь

ЧЕРНОЕ-ЧЕРНОЕ ОЗЕРО

Стоит ли фильм вообще смотреть? Стоит, чтобы отрешиться от представлений о злополучной экзотике и понять, что в Японии социальных проблем масса и никакой технический прогресс их не снимает.

полный текст здесь

ПОВЕСТЬ О СОВЕРШЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Идея фильма "5 препятствий" — продолжение "Совершенного человека" — только если в старом фильме исследовалось человеческая плоть — человек сидел, лежал, пил, ел, целовал женщину, то теперь под объектив попал homo творящий.

полный текст здесь

ЗАГРИММИРОВАННЫЕ СКАЗКИ

Скучно и грустно смотреть на приключения и братьев-сказочников, и вурдалаков, их пугающих. И если принято говорить, "сказка — ложь, но в ней…" мудрость народная, то сказочном фильме "Братья Гримм" неправды много, а вот удачных идей недобор.

полный текст здесь

TABULA RASA СЕРФЕРА ИЗ НИЦЦЫ

"Брис Великолепный" — это даже и не фильм вовсе, а сценарий молодежной тусовки-party на Лазурном берегу. Это набор не слишком удачных музыкальных сценок, связанных характерными ди-джейскими подергиваниями всех конечностей.

полный текст здесь

НАДО БОЛЬШЕ СПАТЬ…

Фильм "Бессонница" Кристофера Нолана создан для любителей спокойно посмотреть простую детективную историю, приправленную легким налетом размышлений и морали, с хорошими актерами и красивыми съемками в живописных уголках нашей планеты.

полный текст здесь

ЧОРНА ДРАМА
"Роберто Зукко" — остання п'єса Бернара Марі Кольтес, Режисер Дмитро Богомазов.

Абсолютно зелені актори не грають людей, вони — маски. Їм, цим маскам, страшно й погано жити у світі, на цій чорній-чорній сцені. Вони говорять в зал, відчужено, надривно, і тому не чують одне одного. А вихід для кожного є — така собі майже бажана чорнота небуття.

полный текст здесь

архив статей о кино и театре

можна подивитися тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
Косичка, скакалка, паранджа…

Ксения ВЛАДИМИРОВА, Киев.
Октябрь 10, 2005 г., понедельник.

Фильм режиссера Сиддика Бармака "Усама" до последнего кадра удивляет и по-хорошему обманывает зрительские ожидания. От афганского кино с таким названием ждешь рассказа о террористах и о мусульманской угрозе. Это первое обманутое ожидание и, надо признаться, приятно, что обманулся.

После первых кадров, где показывают, как водой из шлангов сгоняют в клетки кабульских женщин, чтобы потом их продать, начинаешь предполагать, что повествование закрутится вокруг тяжелой судьбы восточной женщины. Либо вокруг красавиц, вздыхающих в неволе гарема и охлаждающих свою разгоряченную плоть в беломраморном бассейне, пахучими пальцами опуская себе в рот лакомый кусочек лукума с орешками. Либо вокруг эмансипированных женщин, с пеной у рта отстаивающих свои права. Действительность оказывается жестче и безнадежнее.

Кабульский театр

Усама, прекрасная девочка с полными чувственными губами и миндалевидными глазами, живет со своей матерью — медсестрой, и уже совсем старенькой бабушкой в полуразрушенном доме. Все близкие им мужчины погибли на афганской войне. Женщины, оставшись одни, обречены умирать. Если они попытаются сами заработать себе на жизнь, рано или поздно их ловят талибы и продают какому-то правоверному мусульманину.

Поэтому три женщины рискнули обхитрить весь мир, избавившись от своего пола, переодев девочку в мальчишеское платье и устроив на работу в лавку продавца молока. "Усама" — так теперь ее будут звать.

Такой игривый театральный жест давал массу возможностей для разного рода спекуляций — от плутовских игр до эротических инсинуаций о периоде полового созревания. Однако режиссер создал щемящую и нежную киноповесть о детском мире девочки, и слава Богу. Девочка, которая уже привыкла вести себя по-девчоночьи: бояться собак, всегда звать маму на помощь, испытывает чудовищные муки, не только пытаясь сойти за своего на мужской молитве, но и не выказать себя в купальне, когда мальчикам объясняют, как надо совершать омовение после "мокрых" ночей. Отрезанная косичка, как веточка посаженная в горшок с землей; скакалка, на которой Усама прыгает в лавке, бросив подгорать кипящее молоко; нежные тапочки с блестками; опущенные глаза и смущенная улыбка — трепетные детали молчаливой, спокойной и робкой девчоночьей жизни.

За что особенно должны быть благодарный Сиддику Бармаку европейские зрители, так это за то, что он не соблазнился играми в экзотику. Чужой мир пустыни и пугающего фанатичного мусульманства показан без интонации слоганов о мусульманском экстремизме, бесправии женщин, он показан красиво и естественно, наверное, потому что иногда это сделано с юмором.

Cum tacent, clamant

"Усама" — это один из самых безысходных фильмов, который мне доводилось смотреть. Причем никакой чернухи, мяса, кровищи, стрельбы, или еще какого-то эпатажа в нем нет. Это очень гармоничное и лиричное произведение. И это безысходность усиливается от того, что смотря некоторые чудовищные по своему значению сцены, не можешь не смеяться. Старик заботливо предлагает девочке выбрать замок, которым он ее будет запирать, он так нежен со своей женой, так искренне пытается ей угодить и утешить заплакавшую девочку, что эта по сути чудовищная сцена вызывает улыбку, как какой-нибудь эпизод из "Кавказской пленницы".

Как бы не поступила мать Усамы — переодень или не переодень дочь в мужское платье — финал от этого бы не поменялся. В этом фильме happy end в принципе не возможен.

У фильма Сиддика Бармака много общего с древнегреческими трагедиями, в которых также выведены сильные и страстные женские характеры, но которым также не убежать от власти Рока. Маленькая Усама не может изменить мир, в котором она живет, она даже не может в нем выжить.

Благодарим Артхаус Трафик за возможность посмотреть фильм.